Авария с маршруткой

Опасность на автомобильных дорогах из-за неумелой или безответственной езды водителей, непредсказуемо халатного отношения к собственной жизни и жизни других со стороны пешеходов, а также плохих дорог в стране – все это увеличивает степень рисков происшествий.
Ну, уже если и случилась авария, то всегда могут возникнуть вопросы, кто отвечать должен, кто виновник, каким образом взыскивать возмещение ущерба.
Кроме этого, каждый водитель, пассажир или пешеход просто обязан знать хотя бы элементарные правила важный действий, которые они должны предпринимать в случае происшествия.

Статистика за 2017-2017 гг.

В каком-то отношении статистика ДТП показывает уменьшение случаев, а где-то, наоборот, увеличению. Так, за прошлый год случаев с авариями на дорогах из-за работников ремонтно-дорожных служб был намного меньше, чем в 2017 году.
Точно также и в отношении тех происшествий, которые случались из-за детей, играющих возле дороги или на проезжей части.

Наезды на пешеходов, аварии из-за пассажиров, столкновения по вине пьяных водителей и другие причины происшествий с участием маршрутных пассажирских микроавтобусов – все они показывают свои данные статистики за период 2017-2017 гг.:

Вид и кем были совершены нарушения на автодорогах России Статистика ДТП по маршруткам и автобусам за 2017 год Статистика ДТП по маршруткам и автобусам за 10 месяцев
2017 года – процент увеличения (+) или уменьшения (-) случаев
Всего количество нарушителей за период. 838 093 + 13,6%
Количество нарушений, произведенных водителями автобусов и автомобилей. 668 853 + 7%
Происшествия по вине водителей, не имеющих права управлять автотранспортным средством 4 063 Пока нет данных
По вине пешеходов 2 709 576 + 11,9%
По вине пешеходов в возрасте до 16 лет (Дети). 54 903 + 2,6%
Из-за халатности юридических лиц, в том числе водителей и предприятий-владельцев ТС. 261 543 Пока нет данных
По вине пассажиров 211 418 Пока нет данных
Нарушения уголовного характера по причине невнимательности всех тех, кто эксплуатирует автодороги и ТС. 34 626 Пока нет данных
Разрешенные уголовные дела в связи с преступлениями на дорогах. 24 454 Пока нет данных
Случаи ДТП, которые сейчас в процессе расследования. 3 240 Пока нет данных

Все данные по авариям из-за маршруток находятся сейчас в обработке и их можно посмотреть на сайте ГИБДД РФ – где сейчас представлены предварительные сведения по регионам страны.

Однако по таким крупным городам, как Тверь, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Иркутск и другие, густо населенные пункты уже сегодня показывают плачевные цифры активности маршруток в аварийных случаях на дорогах.

Для примера рассмотрим таблицу, где проведен некоторый обзор тех случаев ДТП, которые имели место быть на дорогах с участием автобусов и микроавтобусов за период 2017-2017 гг.:

Дата происшествия за 2017 год Местность в России Краткое описание случившегося
04.01 Пензенская обл., с. Серый Ключ – Федеральная трасс М-5 «Урал» Три участника – автобус, легковой автомобиль и фура.
Погибших – 8 чел.
Раненных – 25 чел.
08.01 Респ. Коми.
Федеральн. автотрасса «Сыктывкар-Чебоксары».
Два участника – иномарка и автобус.
Погибло – 3 чел.
Пострадали – 20 чел.
03.02 Якутия. Трасса «Лена», Мегино-Кангаласский р-н. Два участника – микроавтобус и грузовой автомобиль.
Водитель маршрутки и 2 женщины погибли, 6 пассажиров попали в больницу.
15.02 16 км. автотрассы Выборг-Брусничное («Скандинавия»), Ленинградская обл. Два участника – микроавтобус Volkswagen и лесовоз.
10 чел. погибли, 3 чел. ранено.
18.02 Вичугский р-н Ивановская обл., трасса «Иваново-Кинешма». Два участника – джип Hover и автобус.
Погиб один чел.
Пострадали – 2-0 чел.
07.04 690 км. – трасса «Сыктывкар-Чебоксары». Три участника- грузовик, автомобиль, рейсовый автобус.
Погибли 6 чел., госпитализировались 5 чел.
24.05 Красносельский р-н г. Санкт-Петербург. Три участника — маршрутка, легковой автомобиль и грузовик.
6 чел. погибших, из них 1 ребенок.
04.06 Цунтинский р-н, н.п. Сагада. Один участник – микроавтобус с пассажирами оборвался с высокогорной дороги из-за камнепада.
Погибло 8 чел., из них – 5 – дети.
Пострадали 6 чел.
08.07 17 км. автотрассы Чародинского р-на, юг Дагестана. Микроавтобус свалился в реку Каралазург.
Погибло трое чел., из них 1 ребенок. Пострадавших было 14 чел.
05.11 Трасса «Н.Новгород-Касимов», 148 км. Двое участников — автобус «ПАЗ» и грузовик.
Погибло – 5 чел., травмированных – 15 чел.

Продолжение таблицы:

Дата происшествия за 2017 год Местность в России Краткое описание случившегося
03.01 г. Астрахань, Ленинский р-н.
Перекресток ул.Аксакова и ул. Бабаевского.
Два участника – маршрутное такси «Газель» и Toyota.
Погибших нет, зато есть пострадавшие – 11 чел.
27.01 Краснодарский край, р-н г. Новороссийска. 15 участников ДТП.
Один большой грузовик, две маршрутки, один автобус и 9 легковых авто.
Погибло 2 чел., а получили увечья и ранения – 9 чел.
04.02 Трасса «Белгород-Павловск», в Алексеевском р-не, у сел Осадче, Советское. Два участника — микроавтобус Mercedes и КамАЗ.
Погибло – 11 чел., госпитализировано – 6 чел.
05.02 Башкирия. Трасса «Урал». Два участника – автобус Газель и авто Volvo.
Погибли – 5 чел.
Ранены – 2 чел.
07.02 Краснодарский край, Выселовский р-н. Два участника – детский микроавтобус и КамАЗ.
Все дети живы, но были госпитализированы в кол-ве 10 чел.
11.03 Неподалеку возле г. Архангельска. Два участника – автомобиль Волга и микроавтобус Volkswagen.
Пострадавших 9 чел.
Погибших нет.
16.03 65 км. автодороги А-240 «Брянск-Новозыбков», Брянская обл. Два участника – маршрутка марки Mercedes Sprinter и грузовой тягач Renault.
Погибло 15 чел.
Ранены – 4 чел.
21.05 Нижегородская обл., пос. Новоликеево. Два участника – автобус Mercedes и грузовик MAN.
Погибших было 3 чел., из них 1 девочка (12 лет).
17 чел. травмированы.
31.05 Трасса «Комсомольский-Яшкуль». Два участника – рейсовый автобус Неоплан и авто Лада.
Погибло 4 чел.
Пострадало 12 чел.
29.08 74 км. трассы «Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре». Автобус съехал с дороги, в кювет.
Погибших нет.
Пострадали из 21 чел. – 14 чел.

Действия при ДТП с маршруткой

Дорожно-транспортное происшествие – это весьма серьезные обстоятельства, влекущие за собой не только хлопоты в оформлении документов или стресс, но также и серьезные последствия в виде раненных или погибших людей.
В виду высокой степени ответственности всех, кто пользуется автотранспортом, а также пешеходным переходами, придорожными тротуарами, людей, заездными карманами, парковками или дворами, находящимися у дорожного полотна, каждый горожанин обязан знать правила поведения до происшествия и после аварийного случая.

Водителя

Каждый водитель должен знать самые основные правила поведения на дороге при уже случившемся ДТП, где он является участником или очевидцем, проезжающим рядом с местом аварии.

Для тех, кто находится за рулем, Госавтоинспекция уже давно имеет особые предписания необходимых действий, которые должны производиться водителями.

Кроме этого, в последнее время были внесены некоторые изменения в Правила дорожного движения (далее – ПДД), которые несколько видоизменили обязанности водителей в момент происшествий на автодорогах.

Требования к действиям водителей изменились вместе с переменами в оформлении ДТП, которые произошли 1 июля 2017 г. путем издания еще 6 сентября 2017 г. Правительством России Постановления № 907, вступившее в силу летом этого года.

Изменения произошли как раз в пунктах ПДД № 2.5, 2.6 и 2.6.1, где говорится о тех важных действиях, которые должен осуществлять при аварии каждый водитель. Причем, это касается не, только тех, кто за рулем автомобилей, попавших в аварию, но также и ДТП с участием маршрутки.
В момент столкновения с другим автотранспортным средством, наезда на пешехода или столкновением с недвижимым придорожным объектом водитель должен следовать следующему алгоритму действий:

  1. Сразу же прийти в себя, собраться с мыслями, не впадать в панику, стараться сохранять собранность и спокойствие.
  2. Обратить внимание на наличие пострадавших в результате происшествия.
  3. На случай, когда пострадавших не обнаружено, водитель должен сделать следующее:
    • машина не должна продолжать передвигаться, ее следует незамедлительно остановить;
    • после остановки своего транспорта его не следует трогать с места;
    • сразу включить аварийные фарные сигнализации;
    • установить на дорожное полотно знак, который предупреждает об аварийной остановке (пункт ПДД № 7.2);
    • отлетевшие от машины детали или любые другие предметы на месте случившегося нельзя передвигать;
    • если повреждения незначительные и стороны ДТП смогли сами договориться о его возмещении, тогда можно съехать с места происшествия на обочину, чтобы не мешать другим машинам;
    • если же повреждения автомобиля или маршрутного такси (микроавтобуса) требуют материального возмещения ущерба, тогда нужно на месте заполнить бланк извещения о ДТП, чтобы впоследствии представить его страховщику.
  4. В случае, когда обнаружились пострадавшие после аварии лица, в том числе и пассажиры маршрутки:
    • сразу следует осмотреть раненого человека и выяснить в сознании ли он – для этого нужно просто задать пару простых вопросов о том, чтобы он сам описал свое самочувствие;
    • если человек находиться в тяжелом состоянии, следует вызвать скорую помощь;
    • водителям разрешается самим оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в аварии лицу, если он имеет такие навыки и умения (на основании п. 4 ст.  31 закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.);
    • если состояние пострадавшего не просто тяжелое, а критическое, тогда не обязательно дожидаться, когда приедет скорая медпомощь, разрешается и самому отвезти его в ближайшую больницу;
    • по возможности взять номер телефона очевидцев происшествия;
    • постараться самому сфотографировать последствия аварии;
    • вызвать дорожную полицию.

Пассажиров

Для пассажиров общественного транспорта в каждом микроавтобусе города также должна присутствовать Памятка о том, как вести себя пассажиру на случай ДТП. Такие правила обычно выпускаются управление МЧС в каждом регионе, городе страны.

Таким образом, государство заботится о безопасности пассажиров даже во время аварии. Приведем самые основные пункты того алгоритма действий, которому рекомендуется следовать каждому пассажиру, находящемуся в маршрутке во время столкновения.

Пассажиры в случае автодорожной аварии должны:

  1. Сгруппировать все свое тело в комок, насколько это вообще возможно сделать.
  2. Постараться удержаться за поручни маршрутки как можно дольше и крепче.
  3. Пробовать удерживаться от падения максимально длительное время.
  4. В случае если пассажир находится в сидячем положении, тогда нужно:
    • упереться руками в сидение, поручень или стенку перегородки водителя спереди;
    • упереться ногами в пол;
    • голову нужно наклонить вперед, практически лицом вниз.
  5. Максимально быстро покинуть салон маршрутки через двери, окна или люк в крыше или полу общественного транспорта.
  6. Если вы умеете оказывать первую помощь пострадавшим, сами находитесь в сознании и не слишком травмированы, тогда незамедлительно помогите другим людям.
  7. На случай возгорания внутри салона маршрутки, сразу сообщить водителю.
  8. При пожаре внутри микроавтобуса закройте платком, шарфом, рукавом своим дыхательные органы – нос, рот.
  9. Если огнетушитель рядом с вами, тогда немедля, воспользуйтесь им, чтобы потушить очаг возгорания.
  10. Когда в салоне имеется кнопка аварийного открытия дверей, то нужно воспользоваться также и ею.
  11. Покидая транспортное средство, следует всегда пропускать стариков, женщин и детей вперед.

Как взыскать пострадавшему деньги

В некоторых случаях изыскать денежные средства в уплату возмещения ущерба или вреда здоровью и жизни после ДТП можно со своей страховой компании, а в некоторых ситуациях – со страховщика виновника или с самого виновника.

В первом варианте страховка чаще всего будет погашаться строго по полису КАСКО или ДСАГО на случай ДТП, во втором случае – когда у сторон автодорожного происшествия имелись свои полисы ОСАГО, а в третьем случае – это когда у одного из водителей нет никакого страхового полиса.

Кроме того, самостоятельно виновник аварии может погашать также часть суммы, которую ему насчитает страховщик, даже если водитель имеет на руках действующий полис ОСАГО.
Такое явление в страховой индустрии именуется как регресс по ОСАГО. В этом случае пострадавшему страховщик виновной стороны просто выплачивает все положенные компенсации, а часть суммы изыскивает с виноватого лица.
Для того чтобы обратиться к страховщику, следует не только правильно заполнить извещение о ДТП, где будет указываться, кто является виновником, а кто – пострадавшим.
Но еще необходимо будет вызвать дорожную инспекцию для проведения соответствующего расследования и окончательного установления виновной стороны.

Дополнительно к этому вызывается также независимый эксперт, который произведет свои исследования на предмет величины суммы ущерба.

И уже с готовыми документами – извещением (или Европротоколом), а также протоколом от ГАИ и заключением экспертизы – вы идете к страховщику виновника, подаете там заявление с просьбой выплатить страховку и сдаете все документы.
В течение нескольких дней страховая компания обязана рассмотреть ваше заявление и при отсутствии спорных вопросов – выплатить страховку в 30-дневный срок. Все спорные моменты уже подлежат судебному разбирательству.

Кто несет ответственность за ДТП: водитель или работодатель

Как же быть тем водителям, которые попали в аварию на дороге, будучи за рулем служебной машины, состоящей на балансе предприятия, где он работает? Кто должен возмещать в этом случае ущерб, причиненный пострадавшим или имуществу самого юридического лица?
По закону (ст. 243 ТК РФ) все водители, использующие служебный транспорт в рабочих целях, являются на момент исполнения своих должностных обязанностей материально-ответственными лицами.

Однако если взять и попытаться сделать погашение сумм возмещения ущерба обязанностью виновника-водителя – одного гражданского, физического лица, тогда это повлечет за собой несоразмерность и абсурдность такого решения.

И все это по той причине, что для одного человека это будет неподъемной ношей, и он, так или иначе физически не сможет полностью погасить весь долг перед пострадавшим.
Поэтому такие вопросы чаще всего призваны решать именно судебные органы федеральных властей на местах, по районам.

Практика показывает, что обычно водитель может по решению суда понести наказание в виде ежемесячной оплаты его труда, как штраф за аварию на служебной машине.

При этом у его работодателя с ним обязательно должен быть заключен договор о том, что водитель несет материальную ответственность при использовании определенного автотранспорта, принадлежащему предприятию.
Остальную часть суммы возмещения ущерба пострадавшему погашает либо работодатель сам, либо через страховку от своего страховщика по полису ОСАГО для юридических лиц, в который вписана фамилия водителя – виновника аварии.

Делая общие выводы по случаям ДТП, где участниками являлись маршрутки, не стоит игнорировать статистику, которая показывает, насколько за последнее время по местам в России участились случаи таких происшествий.

Во избежание аварий на дорогах все водители маршруток и их пассажиры обязаны знать свои правила поведения в транспорте, а водители других видов транспорта должны быть предельно внимательны, если поблизости по дороге перемещается автобус или микроавтобус с пассажирами. Как говорится, чем больше пассажиров, тем больше ответственности на дорогах.

Видео: Ответственность за ДТП с участием пассажирских автобусов и маршруток будут нести не только водители, но и владельцы автобусного и маршрут