Действия по КАСКО при ДТП с одним участником

Случаи, когда водители по своей невнимательности совершают наезды на какие-либо придорожные препятствия, называются ДТП с одним участником.
Когда вам поцарапали машину во дворе, то это, безусловно, считается ущербом, регистрируемым по продукту дополнительно автострахования КАСКО, однако дорожно-транспортным происшествием это назвать нельзя.
Когда вы врезались сами во что-то, или зацепили часть какого-либо недвижимого объекта, тогда вам следует знать, как такие случаи оформляются, куда обращаться нужно в первую очередь и в чем заключаются этапы процедуры оформления таких страховых рисков.

Что делать на месте происшествия

Для того чтобы не растеряться после наезда или столкновения водителя с недвижимым объектом, необходимо знать хотя бы основные действия.

Главное не стоит паниковать, а лучше сосредоточиться на тех шагах, к которым следует приступить незамедлительно.

Следует сразу подробнее обозначить, в каких случаях страховщиками обычно признается ДТП с одним участником.
Это могут быть следующие ситуации, повлекшие за собой разрушительные последствия для автотранспортного средства:

  • наезд на бордюр – видимый или вне видимости (например, скрытый под снегом);
  • столкновение со столбом, деревом, автобусной или трамвайной остановкой (павильоном), светофором и др.;
  • наезд на яму, открытый канализационный люк или люки водопроводного колодца, на колею в деформированном асфальтированном покрытии и прочее;
  • если водитель на машине врезался в бетонный забор, въехал в магазин, разбив витрину;
  • когда водитель сбил мусорный бак или иной придорожный объект;
  • наезд на остроконечные куски льда, гвозди и прочее;
  • неправильно въехал в бокс гаража, повредив бока, зеркало и что-то еще у машины;
  • выброс в кювет с нанесением в результате этого повреждениями автомобилю и другие подобные варианты ущербов машине с одним участником;
  • открытая дверь другой машины, которая не двигалась на момент аварии.

Если вы собираетесь оформлять случай самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД, тогда вам потребуется самостоятельно прорисовать четкую и простую схему, где было понятно, каким образом вы столкнулись с препятствием при управлении машиной.

Эта схема нужна страховой компании, чтобы специалистам понять, как все произошло.
В этом документе должны быть отражены следующие важные детали:

  1. Расположение автомобиля по отношению к различным недвижимым объектам, прилегающим к автодороге и месту столкновения наезда.
  2. Тормозной путь – его длина.
  3. Схема проездных путей – ширину, разметку на дороге, направления полос движения, островки, ограды, светофоры и т.д.
  4. Дата и время случившегося.
  5. Два очевидца – их контакты, фамилии и подписи.
  6. Персональные данные о водителей.
  7. Регистрационные и технические сведения о машине.
  8. Направление, в котором двигался участник ДТП до столкновения.

Однако бывают более серьезные повреждения машин после одиночного столкновения с каким-либо объектом.
Тогда вы как застрахованное лицо, точнее страхователь с застрахованным имуществом, попадаете в категорию клиентов, которым следует обращаться в компанию только при наличии у вас справок из автодорожной полиции.
Как только вы столкнулись с реальной преградой, ваша машина из-за этого повредилась, так сразу же проследуйте по следующему алгоритму действий:

  1. Вызвать сотрудника ГИБДД, воспользовавшись следующими способами:
    • позвонить с мобильного – Билайн (020, 002), Мегафон (020), МТС (112), Utel (020), или например, таких операторов как по г. Екатеринбургу – «Мотив» (902);
    • позвонить по городскому номеру ГИБДД;
    • если сотрудник дорожного патруля оказался поблизости, то его можно позвать, попросив кого-то из очевидцев в этом помочь, если вы не можете этого сделать по каким-либо причинам.
  2. Вызвать аварийного комиссара. Особенно, если у вас полис подразумевает наличие VIP-обслуживание, тогда в бланке полиса должен быть прописан его номер телефона.
  3. Позвоните своему страховщику и сообщите о случившемся, тогда со стороны страховой компании на место столкновения пришлют своего эксперта для подсчета размеров ущерба.
  4. Вызвать независимого экспертного оценщика, если есть такая необходимость.
  5. Вызвать скорую помощь, если водитель пострадал. Если он сам не в состоянии вызвать медиков, тогда он может попросить это сделать кого-то другого – свидетеля столкновения. В принципе любой человек, увидевший аварию одного авто и раненного водителя, может сам проявить инициативу и вызвать скорую помощь.
  6. Ни в коем случае не двигайте автомобиль, и, тем более не покидайте место происшествия.
  7. Можно самостоятельно сфотографировать все последствия, пока ожидаете приезда специалистов на место.
  8. Прежде чем ехать в офис страховой компании, вам следует дождаться, пока сотрудник ГИБДД оформить все надлежащим образом и выдаст вам на руки все необходимые справки.

Также от экспертного оценщика вы должны получить его заключение, отражающее размер ущерба. Аварийный комиссар зафиксирует при помощи фото или видеосъемки последствия произошедшего, поможет вам с зарисовкой схемы, сбором и оформлением нужных бумаг.

Кто должен засвидетельствовать аварию

Засвидетельствовать аварийный случай с одним участником может любой из очевидцев. И желательно, чтобы их было два. Несмотря на то, что одиночные аварии приравниваются к ДТП с лобовым столкновением, их степень бывает легкой.

Такие ситуации не требуют наличия справок от сотрудников ГИБДД для того, чтобы пострадавший смог получить выплаты по полису КАСКО. В страховую компанию ему достаточно будет предъявить показания очевидцев случившегося.

Однако обычно такого плана обращения за страховкой должны всегда соответствовать условия договора страхования.
Чаще всего КАСКО при ДТП без второго участника и без справок из дорожной полиции оплачивается компанией в следующих случаях:

  • неглубокие царапины;
  • разбиты элементы, детали или покрытия из стекла;
  • поврежден один или два элемента кузова, которые не могут быть заменены (глубокие царапины, вмятины, разрывы) и при других базовых типичных условиях, которые обязательно будут указываться в соглашении, либо в Правилах страхования или в Памятке для водителя.

При более сложных авариях засвидетельствованием занимается либо аварийный комиссар, либо независимый эксперт и к ним также добавляется обслуживание сотрудниками ГИБДД.
Здесь также следует понимать, что если авто стоял и не двигался, а на него сверху что-то упало тяжелое, помяв кузов, то это не проходит по случаю ДТП.
Скорее всего, здесь будет подходить случай ущерб, порча, полная гибель и прочие варианты. Но на сегодня ведь продаются полисы универсальные, в которые включен целый ряд страховых случаев.
Поэтому нужно просто внимательно запомнить условия вашего страхования КАСКО. Не все полисы могут включать обслуживание при одиночном участнике во время ДТП, хотя — это редкость на сегодня.

Какие нужно собрать документы для страховой

Внимательно проверяйте все документы, которые вам выдадут на руки сотрудники дорожной полиции, независимый эксперт или аварийный комиссар.

Если вы не будете согласны с теми или иными данными, сведениями, которые отражены в их документах, то лучше сразу все урегулировать, уточнить на месте.

В том случае, когда полицейский будет продолжать необоснованно сомневаться в правдивости ваших показаний, вы имеете полное право обжаловать его действия через прокуратуру.
Также перечитайте внимательно письменные показания свидетелей аварии, если таковые имелись. Они должны быть полностью приведены в соответствие с действительными событиями.
В целом же подавать нужно страховщику следующий пакет бумаг:

  • заявление с просьбой выплатить страховку или же отремонтировать за счет компании автомобиль;
  • полис КАСКО;
  • возможно, понадобится квитанция или несколько платежек, которые покажут, что полис оплачивался;
  • паспортные данные – подается копия паспорта и его оригинал (оригинал нужен для сверки, если копия не заверена владельцем документа);
  • бумаги на авто – ПТС или свидетельство о регистрации;
  • справки из ГИБДД, ГАИ или ОВД;
  • показания очевидцев;
  • схема случившегося, заверенная сотрудниками ГИБДД и очевидцами;
  • заключение независимого эксперта или аварийного комиссара, если таковые привлекались к исследованию дела;
  • медицинское освидетельствование, если вызывалась скорая помощь;
  • фото или видеоматериалы, а также данные видеорегистратора, зафиксировавшего момент случившегося;
  • диагностическая карта о своевременно пройденном техосмотре;
  • акт о состоянии дорожного полотна в том месте, где автомобиль, предположим, из-за ямы попал в ДТП;
  • доверенность на представителя страхователя, если застрахованное лицо не сможет самолично подавать документы на выплату по страховке.

Следует обязательно составить акт о том, в каком состоянии находилось полотно автодороги, где случилась авария. Такой акт может составить сотрудник службы ДПС.
Этот документ может служить даже обвинительной базой в доказывании вины не водителя, а недобросовестной дорожной службы.

Акт следует составлять не позже 24 часов с момента столкновения, наезда, провалов колеса и прочих событий, повлекших аварию с одним участником.

Но кроме вины ремонтно-дорожных служб бывает также и вина водителя – курение за рулем, распитие алкогольных и других напитков, что отвлекает внимание находящегося за рулем движущейся машины.

В этих случаях страховая компания может даже взыскать с водителя неустойку в виде суброгации. Но есть случаи, когда очевидно, что вина водителя небольшой степени или совсем отсутствует. Это его усталость, резкое ухудшение здоровья во время вождения машины, затруднительные погодные условия и т.д.

А вот уже если водитель за рулем перекусывал, отвлекался на пассажиров, пользовался мобильным телефоном или же громко слушал музыку в салоне, тогда водителя признают виновным в случившемся, а значит, он может и не получить страховку за неимением страхового случая.

Срок обращения в СК

В общей сложности сроки подачи заявления по страховому случаю при ДТП с одним водителем, составляют 5 дней. Это такой же период, как и по полису ОСАГО. Но он не должен превышать 30 дней, иначе дело будет признаваться страховщиком просроченным и устаревшим.
Некоторые страховые компании рекомендуют обращаться с заявлением как можно скорее – чуть ли не день в день. Поэтому если после ДТП вы неограниченны в физических силах, то лучше позвонить сразу в свою компанию страховщика.
А после звонка и расследования деталей случая специалистами, поехать в офис страховой организации, чтобы поскорее подать заявление.
Даже если вы сразу не донесете какую-то бумагу, главное – это написать заявление о наступившем страховом случае. А недостающие бумаги можно донести потом, но не затягивайте срок подачи документов более чем на месяц.

Если у вашего пакета бумаг обнаружатся какие-то исправления, ошибки, неточности, тогда вам по почте документы могут вернуть для правки. На исправление дается также 30 дней.

Отсчет этих дней начинается с момента получения вами бумаг – либо по почте конвертом с описью содержимого (датой считается та, что проставлена на штампе конверта), либо же вручением лично вам в руки под роспись.

Как написать заявление о происшествии

Прежде всего, каждому потерпевшему виновнику ДТП следует определиться, хочет ли он ремонтировать машину при помощи услуг страховой компании, или же – получить от нее просто возмещение ущерба в денежном выражении.

От того, в пользу чего он сделает выбор, будет зависеть также и содержание заявления. При выплате компенсации деньгами застрахованное лицо пишет заявление на получение денег с тот срок, который установлен Правилами страхования.

При ремонте, заявление составляется с просьбой получения направления на восстановление автомобиля в СТОА. Но с самого начала страхователь, попавший в одиночное ДТП, должен подавать в свою страховую фирму заявление не на выплату, а в качестве уведомления о том, что страховой случай наступил.