Госпрограммы поддержки малого и среднего бизнеса в 2018 году

Госпрограммы поддержки малого бизнеса 2018 года практически ничем не отличаются от принятых ранее, изменения есть лишь в сроках реализации некоторых мероприятий. Об особенностях и условиях программ поддержки малого бизнеса в 2018 году расскажет вам наша публикация.

Добавить в избранное
В избранное

Поделиться

Структура программ поддержки малого и среднего предпринимательства в 2018 году

Из каких средств оказывается финансовая помощь, каковы условия оказания такой помощи?

Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, касающиеся имущества

Информационное и консультационное содействие, кадровое обеспечение

Нормативно-правовые меры по развитию малого и среднего бизнеса

Структура программ поддержки малого и среднего предпринимательства в 2018 году

Общая информация о порядке и формах поддержки отражена в ст. 16 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 16 закона № 209-ФЗ помощь осуществляется в следующих формах:

  • Финансовой.
  • Имущественной.
  • Консультационной.
  • Информационной.
  • В виде содействия в кадровой политике.
  • Посредством иных нормативно-правовых мер в целях реализации политики государства по развитию малого и среднего бизнеса (ст. 7 закона № 209-ФЗ).
  • Обеспечивают правовую поддержку и организацию вспомогательных мероприятий (ч. 2, 4 ст. 16 закона № 209-ФЗ):

    • федеральные органы;
    • субъекты РФ;
    • муниципалитеты;
    • корпорация развития малого и среднего предпринимательства (далее — Корпорация).

    Таким образом, система программ поддержки малого бизнеса является многоуровневой. В рамках настоящей статьи мы осветим только общефедеральные программы поддержки малого предпринимательства в 2018 году.

    Из каких средств оказывается финансовая помощь, каковы условия оказания такой помощи?

    В силу ст. 17 закона № 209-ФЗ финансовая госпрограмма поддержки малого бизнеса осуществляется в виде:

    • субсидий за счет федерального, регионального и местного бюджетов (ст. 78, 78.1. 78.2 Бюджетного кодекса РФ);
    • бюджетных инвестиций только из регионального и местного бюджетов (ст. 79, 80 БК РФ);
    • государственных и муниципальных гарантий из средств указанных выше бюджетов (ст. 115 БК РФ).

    Реальные денежные средства напрямую, без цели, организациям не перечисляют. В каждой федеральной программе субсидирования (инвестирования, гарантий) прописываются:

  • Цели, на которые могут быть выделены финансы (например, для закупки оборудования).
  • Условия и порядок получения средств.
  • Перечень представляемых соискателем документов.
  • Размер помощи.
  • Порядок предоставления отчетности о потраченных средствах.
  • Кроме того, существуют фонды содействия кредитования и гарантийные организации (ст. 15, 15.2, 15.3 закона № 209-ФЗ). Информацию о них можно почерпнуть в реестре таких организаций, который публикуется в свободном доступе в интернете.

    Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, касающиеся имущества

    Имущественная поддержка заключается в специальном порядке предоставления в аренду государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего бизнеса. На основании ч. 1 ст. 18 закона № 209-ФЗ в пользование и/или владение передаются:

    • земельные участки;
    • нежилая недвижимость;
    • средства производства (оборудование, инвентарь, транспорт и т. п.).

    Правила предоставления состоят в следующем:

  • Указанное имущество вносится в перечни, которые публикуются на сайтах соответствующих органов власти.
  • Возмездность или безвозмездность предоставления имущества устанавливается федеральными, региональными или муниципальными правовыми актами. Так, подп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ «Об имущественной поддержке…» от 21.08.2010 № 645 установлены сниженные арендные ставки на владение и пользование федеральным имуществом.
  • Срок договора не может быть менее 5 лет.
  • Согласно нормам закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ, срок действия госпрограммы поддержки малого бизнеса 2018 года по преимущественному выкупу арендованного государственного и муниципального имущества истекает 01.07.2018.
  • Устанавливается специальный щадящий порядок выплат по договору. Так, в силу ст. 5 указанного выше закона предприниматель сам выбирает, будет ли он единовременно или в рассрочку выплачивать выкупную сумму. Срок, на который может быть отсрочен платеж, устанавливается региональными законами, но не может быть менее 5 лет.
  • Информационное и консультационное содействие, кадровое обеспечение

    Неинформированность предпринимателей о программах поддержки малого и среднего бизнеса является большой проблемой. В связи с этим в соответствии со ст. 19 закона № 209-ФЗ и приказом Минэкономразвития России «Об утверждении требований к информации…» от 27.07.2015 № 505 на всех уровнях (в том числе в интернете) создаются специальные площадки по распространению сведений о подобных мероприятиях.

    Кроме того, на основании ст. 20 закона № 209-ФЗ на региональном уровне решается вопрос о консультационной поддержке предпринимателей. Она осуществляется:

    • путем создания профильных центров, где организации могут получить бесплатную или льготную финансовую и юридическую поддержку;
    • посредством субсидирования подтвержденных затрат на консультации по вопросам бизнеса.

    Для осуществления кадрового обеспечения также принимаются различные программы, которые, в соответствии со ст. 21 закона № 209-ФЗ:

  • Создают условия для подготовки и переподготовки работников.
  • Предоставляют доступ к учебным и научным материалам.
  • Нормативно-правовые меры по развитию малого и среднего бизнеса
    Налоговые каникулы

    В силу п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 Налогового кодекса РФ каникулы предоставляются только индивидуальным предпринимателям. Суть данной льготы — установление налоговой ставки в размере 0% на первые 2 налоговых периода, при условии что:

    • ИП работает по упрощенной или патентной системе налогообложения;
    • деятельность ведется в социальной, бытовой, производственной или научной сфере;
    • в регионе принят соответствующий закон (действие его распространяется только на тех предпринимателей, которые зарегистрировались после вступления закона в силу).

    Бухгалтерия

    Что касается бухгалтерского учета, то здесь имеются следующие преференции:

  • ИП, пользующиеся специальным режимом налогообложения, могут не вести бухучет вообще (п. 1 ч. 2 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
  • Микропредприятия, малые предприятия и некоторые средние организации (потребительские кооперативы и участники проекта «Сколково») имеют право ограничиться ведением финансовой документации упрощенным способом (ч. 4, п. 3 ч. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
  • Руководитель среднего бизнеса может не тратить средства на наем бухгалтера и возложить эту обязанность на себя (ч. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ).
  • Статистика и касса

    Упрощение статистической отчетности (ст. 5 закона № 209-ФЗ) заключается в подаче более простых форм при совершении сплошных (раз в 5 лет) и выборочных (ежемесячно, ежеквартально и ежегодно) статистических наблюдений. Вопрос облегчения ведения кассовых операций подробно раскрыт в указаниях Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее — Указания).

    Однако важно понимать, что эти послабления касаются только ИП, микропредприятий и малого бизнеса. Так, по условиям абз. 10 п. 2 Указаний названные субъекты могут не определять лимит остатка в кассе и не сдавать его в банк. По предписаниям же абз. 4 п. 4.1 и абз. 9 п. 4.6 Указаний, ИП освобождаются от оформления кассовых документов.

    Госзакупки и надзорные каникулы

    Обеспечение рынка сбыта для товаров, работ и услуг малого и среднего бизнеса (п. 5 ст. 7 закона № 209-ФЗ) производится путем применения законодательно установленных квот при проведении государственных закупок. Например, ч. 1 ст. 30 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ предписывает не менее 15% общего годового объема закупок осуществлять у малого бизнеса.

    Надзорные каникулы введены п. 6 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 13.07.2015 № 246-ФЗ и действуют до конца 2018 года. Положения данной статьи распространяются только на малые предприятия и микропредприятия. По смыслу названной статьи указанные предприниматели временно освобождаются от плановых проверок.

    ***

    Итак, государственные программы поддержки малого бизнеса на 2018 год в общем не претерпели изменений. При этом все больше мероприятий осуществляются на региональном и муниципальном уровнях. Информация о них размещается на официальных сайтах соответствующих органов.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *