Грузоперевозки опасных материалов на морском транспорте

Ежегодно можно проследить тенденцию ужесточения правил транспортировки ОГ всеми возможными видами транспортных средств.
Кроме этого, люди совершенствуют технику и технологию обеспечения защиты экосистемы Земли. Перевозки таких грузов некомпетентными организаторами исключены.

Химическая промышленность развивается колоссальными темпами. Торговые отношения активно налаживаются. Производители ищут выгодные условия и для транспортировки.

Отлично в данном аспекте подходят перевозки именно морским путем. Позитивно и то, что таким образом осуществляется межконтинентальная доставка.

Этот выгодный путь доставки является и опасным. Прежде чем проводить данный процесс, компании проходят тщательную профессиональную подготовку, приводят в должное состояние многочисленные документы, изучают все особенности перевозки, системы маркировки, а также обкрадывают транспортное средство по всем актуальным международным и государственным стандартам.

Человечество осведомлено с грозящей опасностью, поэтому уже не одно десятилетие существует целая законодательная система, которая контролирует процесс транспортировки ОГ морским путем.

Какие опасные вещества транспортируют морским путем

Прежде чем приступить к оказанию услуг по перевозки токсичных веществ и опасных отходов промышленной деятельности, любая компания по логистики должна иметь представление с какими типами грузов придется иметь дело.
Кроме этого, важно знать какие материалы можно перемещать с помощью каждого вида транспортного средства. Не допускается несоблюдение таких норм.
Международная Регламентация ООН предоставляет классификацию ОГ, которая включает в себя 9 основных классов:

  1. Взрывчатые материалы, которым свойственно становится причиной возгорания. К ним относятся пиротехнические средства.
  2. Сжатые газовые вещества, которые при резкой смене давления или температурного режима могут привести к мощному взрыву.
  3. Легковоспламеняющиеся средства в жидком виде, а также смеси жидкостей и растворы. Они могут выделять легковоспламеняющиеся пары и образовать взрывчатую смесь.
  4. Взрывчатые вещества и материалы, которые при воздействии определенных внешних факторов могут взрываться и воспламенятся с выработкой высокой температуры.
  5. Окислители и органические пероксиды, способные выделять кислород и способствовать горению. Кроме этого, они могут и самостоятельно гореть.
  6. Яды и инфекции, которые могут стать причиной смерти, сильной интоксикации организма или заболеваний, если с ними открыто будет взаимодействовать человек.
  7. Радиоактивные элементы со свойством удельной активности от 70 кДж/кг.
  8. Средства, обладающие едкими и коррозионными свойствами. Они становятся причиной повреждения кожного покрова и слизистых оболочек, вызывают коррозию металлов. Активно вступают в содействие со многими химическими веществами, стают причиной пожаров.
  9. Прочие опасные грузы, которые не представлены в предыдущих пунктах, но могут быть опасными для людей и окружающей среды.

Все вышеперечисленные классы ОГ допускаются к перевозки морскими суднами. Для исполнителей этого процесса важно ознакомиться с их свойствами и особенностями хранения и перемещения на кораблях.

Основные правила перевозки опасных грузов морским транспортом

За столетие существования этой отрасли услуг международными организациями был принят ряд законов и стандартов, действующих во многих государствах.
Они предназначены для регулирования правильности проведения процесса перевозки ОГ и передерживания условий их хранения.
Среди главных актуальных документов в нашей стране выделяют:

Национальные правила по транспортировке таких грузов поддаются корректировке, чтобы соответствовать высокому научно-техническому уровню. Они гармонизируют с международным законодательством.
Отметим, что система нормирования безопасности транспортировок ОГ в Российской Федерации считается комплексной и унифицированной.

Правила МОПОГ являются согласованными с Международной конвенцией «Охрана человеческой жизни на море», которая действует с 1974 года, также разглядываемые правила поддерживают регламент Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов и Международный Кодекса морских транспортировок ОГ.

Указанные документы регламентируют морские перевозки взрывчатых материалов, боеприпасов и ядовитых грузов.
Они контролируют общие положения транспортировок и погрузочно-разгрузочных действий, также выдвигают правила к упаковке и маркировке багажа, алгоритм оформления документации.
В данной отрасли актуальными остаются Оранжевая книга и государственные стандарты.
Отметим, что для повозки навалочных грузов в нашей стране действуют дополнительные Правила ННГ, а для жидкостей Правила Сборника 7-М.

Последний документ распространяются на перевозку нефтепродуктов, химических элементов и смесей, сжиженных газов, а также пищевой продукции.

Такая большая законодательная база предназначается для безопасной транспортировки всех видов ОГ, чтобы снизить риск возникновения аварийной ситуации, а в случаях ЧП минимизировать масштабы последствий.

Нужна ли лицензия

Каждый предприниматель знает, что в современном мире деловых отношений без определенных документов нельзя осуществлять производительную деятельности, или предоставлять клиентам услуги.
Так, для транспортировки ОГ любым видом транспорта, включая морской, в обязательном порядке понадобится соответствующая лицензия.

При оформлении данного документа, перевозчик получает возможность регулярно проводить услуги по перевозки опасных товаров, иметь постоянную клиентскую базу и успешно проходить капитальные проверки уполномоченными органами.

Самостоятельно получить лицензию для перевозчика будет сложно, потому что это – трудоемкий процесс. Выгодно обращаться в специализирующиеся по таким вопросам компании.

Пакет документов сопровождающих груз

Кроме лицензии, свидетельствующей о правомерности оказания перевозчиком услуг, понадобится еще целый пакет документации, которая будет сопровождать груз в каждом рейсе. Составлением этих бумаг занимаются как грузоотправитель, так и грузоперевозчик.
В основном к сопроводительной документации относят свидетельство и декларацию. Эти два названных документа свидетельствуют о должном состоянии грузов, их упаковки и маркировки.
Также требуются:

  • свидетельство о загрузке материалами контейнеров;
  • декларацию о загрузке морского судна;
  • для веществ 4 и 5 классов предоставляется заявление уполномоченного органа о том, что особенные условия перевозки полностью соблюдены;
  • разрешение на транспортировку грузов и Класса №6;
  • разрешение для перевозки определенных радиоактивных материалов.
    «Свидетельство о загрузке контейнера» предоставляется лицами, которые осуществляли данный процесс. Этот документ свидетельствует о выполнении обязанностей на должном уровне.

Наличие перечисленных документов в каждом рейсе является обязательным. Они свидетельствуют о том, что все проведенные грузоотправителем и грузоперевозчиком операции соответствуют регламентированным нормам на международном уровне.

Обучение персонала

Этот подготовительный этап проходят абсолютно все компании-перевозчики. Такие меры предусмотрены для того, чтобы персонал имел знания и навыки обращения с тарой и транспортными средствами, с помощью которых проводится транспортировка ОГ.
В крупных городах, особенно портовых, существуют специальные школы, в которых можно получить соответствующий сертификат.

Портов

Все работающие в порту группы специалистов экспедиторы, охранники, дозиметристы, кладовщики и грузчики – имеют обязательное свидетельство. Документ является доказательством того, что работник успешно прошел специальную подготовку.
Курс подготовки для перевозки ОГ включает такие направления:

  • международная и государственная законодательная база;
  • классификация и идентификация опасного багажа;
  • специальные виды упаковки и маркировки;
  • требования к таре;
  • оформление транспортной документации;
  • права, обязанности о ответственность субъектов перевозки;
  • отправка, повозка и прием особого вида груза;
  • причины аварий и методы их устранения;
  • правила действий во время ЧП (локализация последствий, первая медицинская помощь и прочее).

Такая подготовка длится несколько недель, после нее проводятся специальные экзамены. Они показывают уровень усвоения специалистом полученных знаний по всех аспектах проведения операций, а также его профессиональную подготовку к данному процессу.

Судов

Конвенция о перевозке опасных грузов морским транспортом требует обязательную подготовку и работников судов.
Морякам предстоит изучить следующее:

  • требований к перевозящему персоналу;
  • мероприятия, обеспечивающие безопасность процесса транспортировки;
  • исследование условий труда на суднах, которые перевозят ОГ.

Как и персонал порта, они знакомятся со свойствами токсичных и радиоактивных материалов, а также способами их упаковки. Инструктора обучают их правильным действиям во время аварий.

Требования

Международные правила перевозки опасных грузов морским транспортом выдвигают требования к субъектам и объектам процесса транспортировки опасных грузов.
Они предназначаются для повышения уровня безопасности персонала и окружающих, а также позволяют определить ответственного в аварийных случаях.

К персоналу

Главным требованием к обслуживающим специалистом является наличие сертификата о прохождении специальных курсов, как свидетельство о профессиональной компетентности в данном вопросе.
Помимо этого, персонал обязуется соблюдать режим труда и отдыха, а также регулярно проходить медицинский осмотр.

К грузу

Рекомендации ООН требуют, чтобы груз был в первую очередь правильно упакованным и имел маркировку согласно классификации, то есть боксы и контейнеры – только фабричного производства.
Важно, чтобы тара имела внутренне покрытие, препятствующее взаимодействию содержимого.
Различают следующие виды упаковок:

  • негабаритные;
  • объемные с невысокой грузоподъемностью;
  • съемные цистерны;
  • цистерны на автотранспорте для жидких материалов;
  • грузоподъемные контейнеры;
  • грузовые ТС;
  • крупные контейнеры для твердых навалочных ОГ.

Маркировка грузов проводится согласно действующему ГОСТу в определенном порядке и местах.

К транспорту

Не меньше требований к ТС. Стандарты определяют пять типов суден, которые предназначены для транспортировки ОГ:

  1. Специально сконструированные для транспортировки контейнеров.
  2. Контейнеровозы с грузовыми помещениями.
  3. Судна для перевозки жидкостей и сжатых газов.
  4. Корабли для повозки ОГ навалом.
  5. Судовые баржи.

Кроме этого, корабль поддается регулярному тщательному техосмотру. Его оборудуют всеми нужными материалами для устранения ЧП.

Ответственность

Международные и государственные документы имеют обязательные стать об ответственности. Так, действующий Кодекс РФ возлагает ответственность за происшествия на все субъекты процесса. Виновника определяют в ходе следствия.

Например, грузоотправитель и перевозчик получают наказание за контрабанду ОГ. Организатор может подвергнуться штрафным санкциям в результате несоблюдения требований, пренебрежению техникой безопасности и прочим.

Таким образом, транспортировка ОГ морским путем кроме преимуществ в виде низкой стоимости и возможности межконтинентальных транзитов в больших объемах.
Помимо этого, процесс требует повышенной ответственности от всех участников, а также обязательного соблюдения действующих правил.
Неутешительная статистика показывает, что именно от аварий на морских суднах самые серьезные последствия и большая территория загрязнений.

«Спасатели»: «Опасные грузы»