Какие предъявляются требования при транспортировке опасных грузов

Один из ключевых и не менее распространенных видов грузоперевозок наземным автотранспортом – это перемещение опасных грузов (далее – ОГ).
Им могут быть химикаты, удобрения, пиротехника, взрывоопасное жидкое топливо и прочие материалы и вещества агрессивного воздействия на людей и окружающую природную среду.
Чтобы провозить такой груз следует усилить все меры безопасности, удалить все ненужное из грузового отсека или фургона. Еще нужно провести целый ряд мер по соблюдению требований провоза таких материалов, товаров или веществ.

В каких нормативных документах прописаны

Все нормативы, которых придерживаются транспортники, перемещающие регулярно опасные грузы, должны обязательно подкрепляться тем или иным законодательным актом.
Нужно знать, какие параметры кузова должны быть, какие грузы следует принимать к транспортировке, а какие – нет. Даже скорость движения машины и тщательно подобранный маршрут в целях безопасности для населения играют большую роль.

К самым основным таким положениям относятся следующие документы законодательного уровня:

  1. Руководство № 3112199-0199-96, которое показывает, как следует организовывать транспортировку опасного груза автомобильным средством перемещения. Утверждено 08.02.1996 г. Департаментом автотранспорта России.
  2. Приказом №73 от 08.08.95Правила перевозки ОГ утвержденные, которые редактировались 14.10.99 г (далее – Правила).
  3. Общие Правила провоза автогрузов, что утверждались правительственным Постановлением России №272 от 15.04.11 г.
  4. ДОПОГ (ADR) – международный договор автодорожных перевозок опасных грузов по странам Европы.
  5. Техника безопасности и ее меры, которые должны соблюдаться, прописаны в правительственном Постановлении РФ №372 от 23.04.94 г., которые проходили редакцию 16.03.97 г. и действительны в практике до сих пор.
  6. Меры безопасности также прописаны в Приказе Минтранса России №47 от 06.07.94 г.
  7. ПДД – обычные Правила автодорожного движения, которые приняты в РФ.

Организация размещения сложных грузов в автотранспорте, а также его провоз, могут параллельно рассматриваться с учетом общих Правил грузоперевозок автотранспортными средствами.

Каждые два года положения международного договора ДОПОГ пересматриваются, дополняются и изменяются. Последние новшества, введенные в 2017 году, касались требования безопасности при перевозке опасных грузов через тоннели, правила маркировки и способов крепежей грузов и других положений.

Не стоит пренебрегать общими положениями пользования автотрассой при перемещении специфических грузов. Правила автодорожного движения касаются также всех водителей, и они несут ответственность перед гражданами также, как и те, что не везут ОГ.

Основные требования при перевозке опасных грузов

Грузы, могущие вызывать или как-то спровоцировать пагубное влияние на здоровье, жизнь людей и экологию окружающей природной среды, должны должным образом маркироваться.
Помимо этого их размещение в кузове (или фургоне) машины следует осуществлять с усиленными методами безопасности и соответствующими вспомогательными материалами.
Также документы, что сопровождают водителя, будут в своем пакете несколько отличаться от документов, к примеру, пассажирских перевозок.

К автотранспорту

Наиболее всего внимание при подготовке автотранспорта к перевозке опасного груза уделяется всем агрегатным механизмам. Ничего не должно быть поломано, все следует подправить – тормозную систему, осветительные приборы, автоматику и прочее.
На случай обнаружения прохудившейся той или иной детали, ее следует заменить. Все должно работать идеально, чтобы не случилось никаких непредвиденных поломок машины в пути.

Если по ходу движения ТС какая-то из деталей выйдет из строя, это может привести к аварии и полномасштабной катастрофе, ведь тара с опасным грузом обычно разгерметизируется при падении.

Все площадки для транспортировки ОГ должны быть в исправном состоянии. Днище кузова или фургона не должно иметь никаких трещин или дыр.
Борта, если они есть, должны закрепляться надежно, а значит, крепежные элементы проверять следует перед каждой поездкой.
Отдельные защитные ремни, тросы, что удерживают груз от падения или скольжения, должны быть без трещин или разрывов.
Блокировочные бруски, фиксаторы, подкладочный материал и прочие приспособления, которые, так или иначе, защищают и фиксируют груз, должны все работать исправно.

Необходимо понимать, что правила организации перевозок материалов или товаров такой специфики и сложности всегда будут зависеть от их типа. Например, жидкие вещества часто перевозят в цистернах.

Поэтому требования к цистернам для перевозки опасных грузов могут отличаться от требований к рассыпчатым веществам. Сама цистерна должна быть короче платформы, на которой она установлена, минимум на 15-20 см.
Скорость машины при движении, когда везут кислоты или воспламеняющиеся жидкие вещества в цистернах, не должна превышать 50-60 км/ч.

Удобрения можно перевозить в мешках, предварительно уложенных в герметичную пластиковую тару. На каждый автомобиль помимо наклеек на упаковку, тару или емкость, также устанавливается предупреждающий об опасном грузе знак.

Некоторые классы ОГ должны перевозиться только при наличии специализированных установок, оборудования.
Например, если речь идет о перевозках химикатов или каких-либо компонентов для производства вакцин, что должны всегда содержаться в условиях минусовой температуры.
В этих случаях в кузове авто должен находиться специальный рефрижератор с соответствующей панелью управления температурным режимом, который следует поддерживать постоянно.

К таре и упаковке

Опасным грузом принято признавать такие материалы или перевозимые товары, предметы и вещи, что могут оказывать конкретное негативное влияние на жизнь, здоровье человека, а также причинять ущерб экологии.
В целом подобные вещества проверяются на наличие влияния определенных воздействий:

  • угроза здоровью и жизни человека, животных, птиц;
  • есть большая вероятность того, что груз может нанести урон окружающей природной среде;
  • вполне может нанести ущерб и порчу тех или иных материальных ценностей, имущества перевозчика;
  • является потенциальным фактором возгорания;
  • признается потенциальным источником выделения ядов и химикатов.

Все погрузочно-разгрузочные работы обязательно должны производиться на основании Правил – п. 2.9. Тару загружают только под контролем представителя отправителя или получателя груза. Взрывоопасный груз может оказаться разным.

Некоторые виды благодаря трению могут создавать искры, по причине которых получается взрыв, а другие взрываются от детонации. Характер взрыва тоже имеет значение при определении специфики опасности груза.
Одни взрываются массой, а прочие – нет. При определенной температуре, которая влияет на воспламеняющийся груз, последний также имеет все шансы взорваться.

Кроме всего прочего, если для едких веществ применяется нестандартная и нетипичная тара, то кислоты или соли могут проедать днища или бока такой тары. А это приводит сразу к выбросу вещества наружу и порче имущества перевозчика.

Также провозимые яды должны быть упакованы в специализированной герметичной таре. Каждая упаковка груза, к какому классу опасности он не принадлежал бы, обязательно снабжается соответствующими знаками.
Эти знаки изготавливают в виде сигнальных картинок, что предупреждают окружающих участников автодвижения и пешеходов об опасности. Каждому виду груза – свой сигнальный трафарет, который приклеивается на упаковку