Маркировка транспорта при перевозке опасных грузов

Промышленное производство – это не только польза мировой общественности, но большой риск и ответственность. Соблюдение мер безопасности и алгоритма проведения работ регулируются на всех уровнях государственной власти и в международном законодательстве.

Главные требования выдвигаются всем субъектам процесса, материально-технической базе (во время транспортировок – это ТС и места временного хранения), а также самим опасным грузам.

Каждый грузоотправитель и перевозчик с опытом знает, что алгоритм действий начинается с правильной упаковки и маркировки багажа. Почему это так важно?
Потому что согласно правильным стикерам легче осуществлять процесс транспортировки, а также действовать во время нежелательных чрезвычайных происшествий.

Маркировка ОГ предназначена для определения содержимого без открывания контейнеров и цистерн, что категорически противопоказано. Также обслуживающий персонал обязан уметь читать эти знаки для корректной работы с разными видами грузов.

Для грузоотправителей и перевозчиков важно разобраться c содержанием действующих нормативных документов, чтобы подобрать корректный знак для своего груза.

Какими нормативными актами установлены

Главным в данной отрасли считается стандарт, который принял и утвердил Евразийский комитет. Нормативный документ вступил в силу еще 10 лет назад.
Разглядываемый стандарт распространяется на все типы опасных грузов, которые перевозятся всеми видами специальных транспортных средств.
Его положения распространяются на предпринимательскую деятельность субъектов, которые занимаются организацией документации, изготавливают маркировку или проводят транспортировку ОГ.

Стандарт включает в себя требования других международных документов, чтобы создать единую систему маркировки. Такая унификация позволяет регулировать процесс безопасной перевозки и правильное обращение обслуживающего персонала с различными грузами.

Согласно документу, маркировки подлежит каждая грузовая единица, а также каждая транспортная единица, на которой будет проводится транспортировка.
Российский ГОСТ базируется на вышеупомянутом Кодексе.
Его обязаны поддерживать все грузоперевозчики без исключения, иначе транспортировка будет считаться незаконной, а ответственные должностные лица понесут за это ответственность.
ДОПОГ – международные требования – также регламентируют обязательное наличие знаков маркировки опасного багажа и задействованных транспортных средств. Без их наличия, согласно ему, перевозка категорически запрещена.

Виды маркировки транспортных средств при перевозке опасных грузов

Важно при выборе маркировки ознакомится с этим основным документом, а точнее – с разными видами стикеров.
Стандарт Евразийского Комитета различает следующие типы маркировки для транспортируемых опасных грузов:

  1. Аварийную карточку.
  2. Контейнер со средней грузоподъемностью для большого количества багажа.
  3. Контейнер с несколькими элементами для газов.
  4. Материалы с низким уровнем удельной активности.
  5. Объект с поверхностью, на которой содержатся радиоактивные загрязнения.
  6. Промышленную упаковку типа №1.
  7. Промышленную упаковку типа №2.
  8. Промышленную упаковку типа №3.
  9. Упаковку типа А.
  10. Упаковку типа В(U).
  11. Упаковку типа В(М).

Также рассматриваемый документ содержит приложения с разными видами знаков, согласно классу опасных веществ. Удобно, что подаются наглядные примеры с детальным описанием содержания на них.
Стандарт подает сигнальные знаки для разных видов транспортных средств: автомобильных, железнодорожных, водных и авиационных.
Со всеми существующими типами знаков знакомят во время прохождения подготовительных курсов для транспортировки ОГ.

Требования

Маркировка в обязательном порядке наносится на каждую грузовую единицу, а также на каждую транспортную единицу, за исключением случаев, когда видно сигнальный стикер на контейнере, находящегося на ТС.

Если на транспорте находятся груз разных классов, то каждый контейнер маркируется соответственно содержимому, а на грузовик наносятся все типы стикеров.

Маркировка изготавливается с такого материала, который позволяет расшифровать информацию даже после трехмесячного нахождения в морской воде.

Если транспортировка грузов осуществляется на территории РФ или по странам СНГ, то надписи делаются на русском языке, если они перевозятся в другие страны, то и на английском.

После каждого рейса и выгрузки ОГ стикеры удаляются, а в следующий раз наносятся повторно, даже если груз будет идентичным прежнему.

Размеры

Маркировку делают чёткой, чтобы была хорошая видимость при любых погодных условиях и в ночное время.
Параметры маркировки должны позволять содержать следующие элементы:

  • знак об опасности;
  • номерной шифр ООН;
  • транспортное название;
  • номер класса ОГ;
  • сигнальный знак;
  • цифровой идентификатор уровня опасности.

Условно сигнальный знак в виде ромба делится на две части – верхнюю и нижнюю. Сверху наносится номер класса и подкласса вещества, надпись «делящиеся вещества» (для радиоактивных материалов) и знак опасности. Снизу – номер совместимости.

Окрас

Международной практикой принято то, что транспортное средство должно быть контрастным к цвету сигнальной маркировки.
Поэтому участки со значками окрашивают в другой цвет. Приемлемым считается сочетание черного и белого. Текст и векторные рисунки исполняются исключительно в этих цветах.
А вот фон для каждого класса свой:

  • 1 класс – ромб оранжевого цвета с номерным знаком 1.
  • 2 класс ромб красного цвета с номерным знаком 2 черного цвета.
  • 3 класс ромб красного цвета с номерным знаком 3 белого цвета.
  • 4 класс ромб красного-белого цвета с черным номерным знаком 4.
  • 5 класс ромб желтой расцветки с черным номерным знаком 5.
  • 6 класс ромб белого с черным номерным знаком 6.
  • 7 класс ромб белого окраса с предупреждением «радиоактивные вещества» черным номерным знаком 7.
  • 8 класс – черно-белый ромб с контрастным номерным знаком 8.
  • 9 класс -белый ромб с контрастным номерным знаком 9.

Места установки

Средства маркировки наносятся на наружную поверхность ТС. Это осуществляется при помощи трафаретов нужной формы, изготовленных из самоклеющейся пленки с клеем с высоким уровнем адгезии.
При этом учитывается характер поверхности транспортной единицы. При случаях неровного покрытия используются ярлыки-подстилки.
Устанавливают маркировку в вертикальной плоскости. Она изготавливается в виде светоотражающих табличек. Одна в передней части ТС, другая – в задней. Если транспортируется груз 2-6 классов опасности, то предусматриваются и боковые таблички.

Если твердый груз перевозится в навальном виде, то по бокам в обязательном порядке крепятся знаки маркировки. Если на транспортном средстве перевозятся цистерны с разными типами грузов, то используются стикеры в боковых частях этих упаковок.

Маркировка транспортных средств при перевозке опасных грузов в цистернах предусматривает нанесение стикеров на каждой из них.

Случается так, что возможны поломки ТС с опасным грузом на борту, поэтому существует специальный аварийный транспорт для буксирования. В таких случаях маркировка переносится на эвакуатор. Аналогично знаки маркировки наносятся на вагоны железнодорожного транспорта.

Существуют особенные требования для маркировки аварийной тары. Наносится значок с надписью: «Аварийная!». Он обозначает, что к ней выдвигается особое требование.

Ответственность на нарушения

Согласно пункту 5.13 действующего международного стандарта, именно на грузоотправителя возлагается ответственность за достоверное и нормативное содержание маркировки, нанесенной на ТС и груз, которые документально ему принадлежат или находятся в его аренде.
Мера наказания определяется в ходе следствия. Уполномоченный инспектор пытается узнать по чьей вине нет сигнальной маркировки: ее не было до процесса транспортировки, она не прикреплена по вине экипажа или действовали другие обстоятельства.
Мера наказания также определяется в каждом случает отдельно, согласно действующему законодательству в виде административных штрафных санкций. КоАП предусматривает несколько пунктов статьи о требованиях обязательной маркировки и о наказании за невыполнение.
Важность наличия специальной маркировки на грузовых единицах, содержащих опасные вещества, а также на транспортных средствах, перевозящих их, без преувеличения считается большой.

Наличие такой распознавательной системы – это не мера, которая будет препятствовать легкой деятельности грузоперевозчиков, а обязательное условие для безопасной поездки.

Международное и государственной законодательство строго регулирует данный вопрос. Существует Евразийский кодекс и ГОСТ, которые действуют на территории Российской Федерации.
Они предназначены для систематизации знаков для каждого класса и подкласса ОГ, а также транспортных средств, задействованных в их перевозке.

Во время прохождения специальных подготовительных курсов для персонала компании-перевозчика проходит отдельное занятие по изучению маркировки опасных веществ, а также задействованного транспорта.

За пренебрежение правилом обязательной маркировки предусмотрена система наказаний для ответственных лиц в виде штрафных санкции.
Такие меры предназначаются не для наказания правонарушителей, а для предотвращения чрезвычайных происшествий, причиной которых оказалось отсутствие сигнальных знаков.

Видео: Подробно об ADR (АДР)! ДОПОГ! Перевозке опасных грузов!(№46)