Наказание за нарушение правил перевозки опасных грузов

Результатом активного технического процесса стало использование опаснейших веществ и материалов.
Эта медаль имеет две стороны: позитивная – многие сферы производства и обслуживания сделали весомый скачок в будущее, а негативная – неправильное использование и транспортировка токсичных грузов регулярно загрязняют целые районы, где уже жить нельзя, из-за аварий погибают люди и животные, происходит мутация, появляются новые болезни.

Если человечество изобрело такие вещи, то обязано держать их под контролем, иначе вреда будет значительно больше, чем пользы.

После масштабных экологических катастроф человечество принимает все меры, чтобы предотвратить повтор истории. Все начинается с законодательства высшего уровня.
Государства принимают международные и внутренние законы и постановления, чтобы контролировать процессы с использованием опасных веществ.

Статистика показывает неутешительные сведения о том, что больше количеств происшествия с тяжелыми последствиями для экологии случаются не во время выбросов на производстве, а при их транспортировке.

Так, строго регулируется сфера услуг по транспортировки ОГ. Законодательство выдвигает ко всем сторонам процесса самые строгие требования, вводит ограничения для повышения безопасности.
За нарушение правил грозит серьезная ответственность в виде штрафных санкций и даже более серьезных мер наказания.

Каким законом регулируются

Международная и внутренняя законодательные базы активно регулируют процесс транспортировки ОГ, они дополняют друг друга. Перевозчики, которые пересекают границу с такой категорией багажа, учитывают еще правила того государства.
Главным международным документом является ДОПОГ. Это – результат Европейского международного соглашения, который регулирует правила повозки опасных грузов. Его заключили страны-члены ООН в Женеве в средине прошлого века.
Он представляет собой перечень европейских требований и разрешение на транспортировку одновременно. Без его наличия поездка с ОГ будет незаконной, а организаторы и исполнители будут наказаны согласно действующему законодательству.
Он представлен в виде таблицы, в ячейках которой содержатся предельные значения количества ОГ. Превышать эту цифру запрещено.

Разглядываемый документ классифицирует опасные грузы на две основных группы: токсические и радиоактивные.

Все материалы также делятся на 4 уровня опасности:

  • чрезвычайно опасные;
  • высокого уровня;
  • умеренный уровень;
  • низкий уровень.

Главным российским законом является КоАП. Он всесторонне регулирует процесс перевозок. Его статья 12.21.2 дает определения нарушениям по перевозке и регламентирует меры наказания.

Главный в этой сфере закон регламентирует разные штрафы для всех сторон в зависимости от уровня их ответственности: водитель обязан проходить курсы и медицинский осмотр, следить за состояние ТС и принимать меры во время чрезвычайного происшествия; организатор обязуется контролировать правомерность процесса, чтобы все компоненты соответствовали нормам, а юридическое лицо несет полную ответственность за все этапы транспортировки ОГ.

Уголовный Кодекс РФ также регулирует процесс перевозки ОГ, который повлек за собой чрезвычайные последствия.
Шесть статей контролируют следующие правонарушения:

  1. Ст. 189 – регулирует незаконный экспорт и предоставление услуг компаний логистики без лицензии.
  2. Ст. 222 – касается незаконной перевозки опасного оружия.
  3. Ст. 237 – наказывает за неправильное хранение и утилизацию опасных отходов.
  4. Ст. 250 – регламентирует меры пресечения за загрязнение водоемов.
  5. Ст. 252 – предусматривает уголовную ответственность за экологическую аварию в морской акватории.
  6. Ст. 254 – выносит наказание за загрязнение земли.
    Уголовная ответственность предусматривает собой лишение свободы на определенный срок или штраф в крупном размере для тех, кто осуществил инкриминируемое правонарушение. Каждый вид транспорта также имеет собственные документы, это объясняется их спецификой. Наказания конкретного случая определяется при учете нескольких из них.

Штрафы

Кодекс административных правонарушений называет приблизительные сумы штрафов, предусмотренные за то или иное нарушение. Их могут выписывать сотрудники ГИБДД, руководствуясь действующими в тот момент Правилами.

Если сложившуюся ситуацию прописано в статье, то штраф выдвигается на месте происшествия, в других случаях ведется расследование.

За нарушение правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Организатора и исполнителям процесса перевозки опасных веществ предусмотрена система наказаний, которую регламентируют статьи КоАП.
Нарушение правил перевозки опасных грузов по КоАП наказывается следующей системой штрафов:

Определение Размер штрафного взыскания водителям Размер штрафного взыскания должностным лицам Размер штрафного взыскания юридическим лицам
• если у водителя нет свидетельства о прохождении специальных курсов;
• нет допуска ТС к проведению операции, отсутствуют сигнальные знаки или сам грузовик не соответствует техническим требованиям, и у него отсутствуют средства для ликвидации аварии;
• нет лицензии у компании на предоставление таких услуг.
до 2 500 рублей или конфискация прав на вождение сроком 4-6 месяцев 15 000-20 000 рублей 400 000-500 000 рублей
Для других нарушений, которые не указанные в первой части 1 000-1 500 рублей 5 000-10 000 рублей 150 000-250 000 рублей

Размер штрафных санкций определяется в каждом конкретном случае отдельно. Это делает уполномоченный инспектор контролирующих правоохранительных органов.
Отличается этот вид перевозок от железнодорожных, воздушных и водных тем, что нормативные документы разрешают транспортировать более широкий ассортимент ОГ.

На железной дороге

«Устав железнодорожного транспорта РФ» регулирует вопрос опасных грузоперевозок. Согласно ему, хранение таких материалов на железнодорожных вокзалах или вблизи путей запрещено.

Если производство имеет собственный выход на железную дорогу, то должностные лица компании несут ответственность за безопасность той территории.

Также этот закон регулирует право за перевозчиком освобождать ТС от опасных грузов, если отправитель отказывается их выгружать. Кроме этого, последнему грозит ответственность за его неправомерные действия.
Размер административного штрафа:

Водителям 100 – 300 руб.
Должностным лицам 300 — 500 руб.
Юридическим лицам 3-5 тыс. руб.

На воздушных судах

Этим видом транспорта запрещено перевозить взрывчатые материалы, легковоспламеняющуюся жидкость, твердые вещества, которые легко воспламеняются, токсический груз, радиоактивные вещества, яды и оружие.
Правила безопасности воздушного транспорта запрещают это делать пассажирам и членам экипажа.
Международная Конвенция, принятая в Чикаго в 1944 году, позволяет осуществлять авиаперевозку ОГ лишь со списка разрешенных. Существуют требования для упаковки и предельного количества материалов в ней.
Нормативные документы РФ предусматривают маркировку всего груза. В аэропортах запрещено хранить такие вещества.

Если вышеперечисленные требования нарушены, то ответственность за незаконную перевозку возлагается на грузоотправителя и на должностные лица авиакомпании.  А опасные грузы конфискуется и до трех месяцев может храниться в специальных местах.

Размер административного штрафа:

Водителям 500 – 1000 руб.
Должностным лицам 1-2 тыс. руб.
Юридическим лицам 10-20 тыс. руб.

При морских и речных транспортировках

Женевская Конвенция предусматривает наказания для перевозчика водным транспортом в случаях чрезвычайного происшествия:

  • если авария стала причиной тяжелых телесных повреждений: 8 миллионов расчетных единиц;
  • если ЧП повлекло за собой загрязнение окружающей небольшой площади, и было ликвидировано: 7 миллионов расчетных единиц;
  • потерпевшие самостоятельно выдвигают свою сумму иска. Например, вред был нанесен речной ферме, где авария заразила воду и погибли рыбу. В этом случае уполномоченные для расследования органы подсчитывают ущерб.

Ответственными лицами во время водных перевозок являются капитан судна и второй помощник. Именно последнему перечисленному лицу нужно полностью контролировать безопасность процесса транспортировки ОГ.
Размер административного штрафа:

Водителям 300 – 500 руб.
Должностным лицам 500 — 1 тыс. руб.
Юридическим лицам 5-10 тыс. руб.

Более серьезные наказания для правонарушителей существуют, если случилось чрезвычайное происшествие, и оно влечет за собой тяжелые последствия.
Тогда ответственность несется не административная (в виде штрафных санкций), а – криминальная, согласно определенным статьям УК.
Виновникам в таких случаях грозит лишение прав и лицензии на деятельность, а также лишение свободы на некий срок.

Уголовной ответственности поддаются и граждане, которые незаконно перевозят вместе с собственным багажом опасные грузы в общественном транспорте. В таком случае нарушение касается двух пунктов: нет нужной тары для транспортировки, и ТС для такой операции не подходит.

Должностные лица компаний при нарушении Правил транспортировки ОГ могут нести уголовную ответственность, если будет доказана хоть одна из статей УК РФ (фальшивая документации или случившаяся по их вине экологическая катастрофа).
Наличие системы наказания для нарушителей Правил безопасной перевозки опасных грузов предназначено регулирования данной сферы деятельности.
Так, как токсические и радиоактивные вещества являются опасными для окружающей среды и жизни человека, то меры предосторожности с ними повышенные.
Аварии по причине неправильно обращения с опасными веществами чаще случаются не во время производственного процесса, а именно в период их транспортировки.

Чтобы предотвратить возникновение аварий с тяжелыми последствиями, то предусмотрено множество нормативных документов, существуют международные конвенции, которые регулируют рассматриваемый вопрос.

Нарушение таких правовых документов влечет за собой последствия для нарушителя в виде административной ответственности (штрафные взыскания и лишения водительских прав или лицензии на определенный срок времени), в случаях с тяжелыми последствиями – криминальное наказание (лишения права на деятельности или заключение).
Система штрафов, а точнее – их размеры, для разных типов перевозок практически одинаковые, потому что регулируются одним законом.
Но существуют и специфические для каждого вида ТС правила. Ими руководствуются в случаях, если правонарушение повлекло за собой тяжелые последствия для окружающей среды и жизнедеятельности людей.

Видео: Вебинар с экспертом по перевозке опасных грузов