Оборудование автомобиля для перевозки опасных грузов

Первый пункт ст. 12.21.2 КоАП РФ, что регулируется дополнительно законодательным актом №195-ФЗ от 30.12.01 г., бывшего в редакции 01.05.16 г., сразу же показывает, что за несоответствие конструкции автомобиля или грузовика, перевозящего опасный груз, налагается штраф.
Размер денежного наказания составляет:

для водителей 2000-2500 руб.
для должностного лица, допустившего водителя к управлению неподготовленной машиной 15 000-25 000 руб.
с юридического лица, самой компании, где трудоустроен водитель 400 000-500 000 руб.

Кроме этого, у водителя могут изъять его шоферские права на период 4-6 месяца.

Какие автомобили предназначены

Опасные грузы, к какому классу опасности они бы не относились, всегда должны перевозиться на оборудованном соответствующим образом автотранспортном средстве.
Для этого существуют либо специально выпущенные из автомобильного завода машины, либо же дополнительное оборудование обустраивается отдельно. Существуют специальные мастерские и техники, способные по всем нормам и правилам переоборудовать машину должным образом.

Для этого фирма-мастерская получает соответствующие лицензии. Ведь изменения в конструкции транспортного средства всегда должны соответствовать Правилам перевозки опасных грузов и специфике их классификации по степени опасности.

Чтобы иметь хоть какое-то представление о том, как выглядят такие авто, можно рассмотреть несколько вариантов примеров.

Специализированный транспорт может представлять собой следующие модели, рассчитанные на перевозку одного или нескольких категорий, видов опасных грузов:

  1. Чтобы перевезти радиоактивные материалы, относящиеся к 7 классу опасности, нужна специальная машина с закрытым со всех сторон отсеком. Для этих целей идеально подходит (РМ) Volkswagen Caddy.
  2. Для перевозки радиоактивных материалов небольшими партиями может подойти также фургон LADA Largus. Его задняя часть полностью герметичная, что соответствует нормативам.
  3. Провоз взрывоопасных твердых материалов, товаров и веществ (1 класс опасности) осуществляется в цельнометаллических фургонах ГАЗ-А31R32 «Газель Next». Особенность такой конструкции заключается в том, что он выполнен из качественного металла, способного сопротивляться сквозным коррозийным образованиям (при длительном пробеге в течение 8 лет корпус будет оставаться идеально целым). Пол кузова имеет толщину металла 9 мм. Это позволяет провозить тяжелые грузы.
  4.  Взрывчатку и пиротехнику могут перевозить в таком грузовике, как КамАЗ 693374 или 693375, имеющем и кабину водителя, и кузов, сделанную по стандартам повышенной прочности. Кабина оборудована специальной сигнальной системой – маячки оранжевого цвета, а также противопожарными 2-мя огнетушителями, ящиком с песком и тахографом. Топливный бак защищен отдельными материалами, имеется в панели управления устройство, способное ограничивать скорость движения автомобиля.
  5. Кислоты и прочие едкие вещества в жидком состоянии могут провозиться в цистернах, установленных на площадках на колесах. Такой моделью может быть КамАЗ 43118 АЦК-10 (производство г. Москва). Провозить можно соляную кислоту, ее растворы в концентрации 8-21%, серную кислоту концентрированную на 10-38%, а также плавиковой (5%) и уксусной кислот (2% на 100% соляной кислоты). Объем емкости самой цистерны составляет – 10 000 л. Внутреннее устройство цистерны в поперечном сечении имеет форму круга, один отсек, к которому подключается насос с дополнительным подогревом модели КМХ-65Д-40.
  6. Для некоторых опасных грузов требуется поддержание определенной постоянной температуры, например, низкой. Для этого предусмотрены грузовые автомобили-рефрижераторы или машины-холодильники. Такие конструкции могут быть однокамерными, двух камерными и иметь усиленную защиту стенок, пола и крыши. Примером может послужить Mercedes Atego длиной 6,1-7,5 м, высотой 2,1 м. и внутренним объемом обеих камер – 27-35 м.куб. Грузоподъемность такого средства до 5 т.

Следует отметить, что цистерны могут также использоваться и для перевозок различных химикатов – не кислот. Это могут быть удобрения, пестициды, компоненты для изготовления медикаментов, вещества для лабораторных исследований и прочие подобные материалы.
Перевозка некоторых взрывоопасных товаров или материалов может потребовать дополнительного оснащения кузова, фургона бронированной сталью. Для этого либо автомобили изготавливаются на заказ, либо же их могут переоборудовать в мастерской.

Дополнительное оборудование

Помимо конструктивных важных элементов, требований и оснащений легкового либо же грузового автомобиля, предназначенного для перемещения опасного груза, существуют также и дополнительные приспособления, которые помогают реализовать требования Правил в полном объеме.
Это могут быть как инструменты, предметы противопожарной безопасности, так и дополнительно устанавливаемое оборудование, цель которого усилить безопасность в зависимости от меняющегося типа перевозимого груза.
Можно перечислить основные из них, которые часто встречаются в практике:

  1. Комплект ручных инструментов для ремонта автотранспорта при аварийных остановках.
  2. Набор приспособлений для быстрого тушения загоревшихся очагов:
    • песок;
    • ведро;
    • лопата;
    • огнетушитель.
  3. Противооткатные упоры – не меньше 1 шт. Его размеры должны совпадать с параметрами колес машины.
  4. Фонари-лампочки с автономным питанием в количестве минимум 2 шт., которые светятся оранжевыми мигающими огоньками.
  5. Аптечка с противоболевыми, противошоковыми и первой медпомощи средствами.
  6. Вещества, способные быстро нейтрализовать активацию опасных веществ (особенно при перевозке ядов или химии).

Наличие определенного количества огнетушителей (от 1 шт. до 3-4 шт.) зависит от габаритов самого транспорта. Чаще всего фонари-мигалки устанавливают на крышу кабины водителя, чтобы их работа не могла никак спровоцировать замыкание или воспламенение кузова машины.

Но бывают случаи, когда при плохой погоде, когда водитель вынужден остановиться у обочины, то эти же оранжевого цвета мигалки ему пригодятся для установки их на дороге.
Другим водителям будет легче сориентироваться при затрудненном погодными условиями движении. В этом случае один фонарь выставляют на 10 м перед остановившемся авто, а второй – на 10 м позади машины.

Где можно переоборудовать автомобиль под опасные грузы

Чтобы произвести модификацию своего автопарка или грузового автомобиля под тот, который бы подходил под все параметры грузовиков, возящих опасные грузы, достаточно обратиться с этой заявкой в любой сервисный центр.
Только прежде чем обращаться, нужно уточнить имеют ли такие мастера-ремонтники заниматься переоборудованием техники согласно всем нормам и правилам законодательства.
У такой фирмы обязательно должна быть лицензия. Если она есть, тогда вам легко произведут оборудование автомобиля для перевозки опасных грузов согласно ДОПОГ и вы беспрепятственно сможете совершать перевозки того или иного типа опасные грузы.

Так, для провоза взрывчатых веществ обычно в сервисных мастерских усиливают толщину и прочность топливного бака. Зачастую это делается методов бронирования.

Кроме этого также выносят глушитель вперед (или наверх), дополняют систему управления ограничителем скорости, искрогасителями на выхлопных трубах и в других местах.

Также снабжают противоподкатным брусом сзади автомобиля, подключают автоматические выключатели, ограничивающие работу мощности электропередачи.

В таких мастерских могут даже изготовить проблесковые маячки, которые можно будет устанавливать как на крышу кабины, так и на дорогу.

Основные правила

Прежде всего, стоит отметить, что газогенераторные автотранспортные средства не допускают к перевозкам взрывчатых и воспламеняющихся веществ.
Точно также никаких прицепов или полуприцепов использоваться не должно, когда машина везет опасный груз. Согласно ГОСТу 19433-88 перевозка опасных грузов, состоящих во всех 9 классах и подклассах, должна осуществляться только при соблюдении вполне конкретных требований.
К ним относятся следующие нормы:

  1. Тормозная система в обязательном порядке должна быть в исправном состоянии.
  2. Электрическое оборудование должно соответствовать следующим стандартам:
    • напряжение не должно быть выше 24 В;
    • провода применяют с бесшовной оболочкой, антикоррозийные;
    • в местах вероятного перегрева должны устанавливаться автоматы – выключатели, предохранители;
    • провода должна располагаться так, чтобы не повредились от возможных ударов или трения об элементы агрегатов;
    • аккумулятивная система должна хорошо вентилироваться и располагаться в металлическом отсеке;
    • всегда должно иметься в наличии приспособление, которое аварийно отключает работу электропитания;
    • лампы с резьбовыми цокольными соединениями применять запрещено;
    • лампы внутри системы авто должны защищаться металлической решеткой.
  3. Заземление обустраивается следующим образом – устанавливают цепочку с касанием к земле на длину 200 мм, а также снабжают систему штырем из металла, который бы защитил электропроводку от электрозарядов при долгой стоянке.
  4. Детали, которые обычно нагреваются при работе машины, должны дополнительно охлаждаться. Не следует допускать их перегрева.
  5. Топливный бак оборудуется противоударными материалами и располагается подальше от аккумуляторов, двигателя, электропроводки и выхлопной трубы. Могут использоваться непроницаемые перегородки между агрегатными конструкциями.
  6. Выхлопная труба и вся система точно также должна быть исправным.
  7. Фургон или кузов должны быть полностью закрытыми и прочными.
  8. В кузове обязательно оборудуется вентиляционная система, если это требуется для перевозки конкретного вида груза.
  9. Внутренняя обивка кузова или фургона не должна осуществляться материалами, которые могли бы спровоцировать искры или же легко воспламениться. Поэтому зачастую смягчающие удары материалы обшивки обязательно пропитываются огнестойкой пропиткой.
  10. Замки и конструкции дверей обязательно должны быть крепкими и надежными.
  11. Трубы и прочие вспомогательные приспособления, располагающиеся наверху цистерны или по ее бокам, обязательно должны крепиться с помощью предохранительных колец, либо же колпаков, продольных или поперченных крепежей, что дают прочное крепление.
  12. Вся система труб под цистернами должна быть покрыта защитными противоударными материалами на случай падения машины.
  13. Расстояние между бампером (его задним участком) и цистерной не должно быть менее 100 мм.
  14. Выхлопную трубу делают с выносов ее выпуска в сторону и с наклоном. Обычно делается это перед радиатором или же вне зоны кузова.
  15. Выпуск трубы можно оборудовать искрогасительной сеткой.
  16. Все знаки и таблицы, предупреждающие об опасном грузе, должны прикрепляться к кабине водителя и кузову машины на специальных приспособлениях. Такие знаки могут находиться в следующих местах:
    • бампер;
    • задняя часть машины, чтобы не закрывать номерные знаки;
    • сбоку машины.
  17. Упаковка или тара груза внутри контейнера, кузова должна маркироваться соответствующим образом. Знаки должны соответствовать ГОСТу 19433-88, Приложению 7.8 ГОСТа 14192-77, а также Приложению 7.6 ДОПОГ.

Все тормоза должны отмечаться повышенной их износостойкостью, а это обозначает, что все детали должны быть наивысочайшего качества.

Если грузовик имеет общую свою массу более 16 т, тогда система торможения должна дополнительно быть снабжена антиблокировочной системой.

Любые знаки не должны загораживать государственные номера, сигнально-осветительные приборы (фонари, мигалки, фары), а также лобовое стекло водителя. Проблесковые маячки должны находиться на машине при любых перевозках опасного груза.
Расположение сигнализирующих об опасном грузе знаков и табличек должно осуществляться согласно п. 2.8 Правил перевозки опасных грузов, а также ПДД (автодорожных Правил).

Требования к водителю

Перед каждым рейсов водитель проходить инструктаж, а также медобследование на предмет выявления или исключения наличия алкоголя и наркотических включений в крови.
Согласно Правилам транспортировки специфического груза, классифицируемого как опасный, все водители, которые осуществляют такой маршрут, должны иметь при себе соответствующие документы, которые будут подтверждать его подготовку в соответствии с нормами и законами.
Такой пакет бумаг должен быть включает в себя следующие позиции:

  1. Водительское удостоверение с открытыми соответствующими категориями:
    B грузовики массой не больше 3,5 т
    C грузовики от 3,5 т
    С1 средние грузовые автомобили – 3,5-7,5 т
    СE тяжеловесные грузовики с прицепленным кузовом общей массой более 7,5 т
  2. Свидетельство-ДОПОГ.
  3. Аварийная карточка (Приложение 7.5 Правил).
  4. Маршрутный лист (Прил. 7.11).
  5. Свидетельство, удостоверяющее, что транспортное средство прошло проверку и допущено к перевозке опасных грузов (Прил. 7.13).
  6. Медицинская справка о своевременном обследовании водителя у медкомиссии.
  7. Полис ОСАГО, диагностическая карта и прочие стандартные документы на машину.

На бланке маршрута (Прил. 7.11) обязательно должна стоять отметка в верхнем углу справа, где будет отражаться срок действия разрешения перевозки данной машиной опасных грузов.
Такое разрешение может быть выдано не только на одну поездку, но также и несколько, если маршрут включает таковые.
Что касается выдаваемого разрешения при перевозке ядерных и радиоактивных веществ, то эти грузы перевозятся исключительно с разрешения Госатомнадзор РФ (п. 2.3.5 Правил).
Кроме документации при перемещении грузов особой опасности рейс должен иметь сопровождающую охрану. Обычно она выделяется со стороны грузополучателя.

В случае если эти функции будет выполнять сам водитель, то его обязательно инструктируют по всем пунктам для осуществления надлежащей охраны сверхопасного груза.

Перед тем как отправляться в путь водитель обязан проверить правильность упаковки и затаривания опасных веществ, равно как и наличие соответствующей маркировки на упаковке.

Присутствие водителя в качестве наблюдателя за надлежащей погрузкой, креплением (а впоследствии, и выгрузкой) обязательно. Он должен соблюдать все правила автодорожного движения в процессе перевозки, а также позаботиться и о личной безопасности.

Любое переоборудование уже выпущенного из завода автомобиля должно всегда сопровождаться соответствующей документацией, которая бы не противоречила правовым нормам и правилам.
А для этого все мастерские, куда можно обращаться за модификацией грузовика, должны иметь со своей стороны соответствующие лицензии.
Кроме этого каждый водитель, экспедитор либо же охранник, участвующие в перевозке опасного груза, в обязательном порядке должны проходить инструктаж.
А сам автотранспорт должен быть снабжен дополнительным оборудованием, при помощи которого можно, порой, даже избежать взрыва, аварий на дорогах и большого масштаба травматизма людей.

Видео: Подробно об ADR (АДР)! ДОПОГ! Перевозке опасных грузов!(№46)