Обучение водителей на перевозку опасных грузов

Специальные программы по перевозкам опасных грузов (далее – ОГ), где водители или машинисты имеют возможность учиться всем типовым нормам, правилам и требованиям, закрепленным на законодательном уровне, являются платной процедурой.
Преподавать такие курсы имеют право только те автошколы, которые имеют на это особые лицензии. Движение этих грузов может осуществляться как наземным, так и водным или воздушным транспортом.
Вот почему каждая аттестация проходит со своей спецификой, согласно типу самой грузоперевозочной инфраструктуры.

Какие существуют программы

Если смотреть широкомасштабно, с точки зрения того, что грузы, классифицируемые опасными, провозятся разными видами транспортных средств (по воде, самолетами, железной дороге или автомобилями), тогда можно отметить самые основные программы, которые обычно предлагаются учебными центрами.

Учебные лекции согласовываются не только внутри круга специалистов России, но также и с участием европейских профессионалов в преподавании контингенту сферы логистики соответствующего материала.

Подготовка машинистов для поезда, капитанов кораблей, пилотов самолетов или водителей грузового автомобиля проводится по следующим программам.
Перечень учебных программ разной сферы транспортной инфраструктуры для обучения лиц, осуществляющих перевозку опасных грузов автотранспортом, ж/д составами, водным и воздушным видами перемещений:

Наименование вида транспортной перевозки ОГ Название программы обучения Всего часов/Кол-во занятий Аттестация и свидетельствующий документ
Перемещение автотранспортными средствами Начальный курс (базовый) для водительского состава 19/3 Практическое занятие, экзамен, свидетельство ДОПОГ
Дополнительное занятие для шоферов, допущенных к перевозкам цистерн 13/2 Практика, экзамены и выдача соответствующего сертификата
Спецкурсы для перевозки груза 1 класса опасности 8/1 Практика, экзамен, сертификат
Спецкурс для перевозки грузов 7 класса опасности 8/1 Практика, экзамен, сертификат
Повышение квалификации 8/1 Практика, экзамен, сертификат
Обучение водителей и служащих в ГИБДД, УВД, МВД и т.д. перевозке опасного груза по России 40/5 Практика, аттестация, сертификат (удостоверение)
Перевозка железнодорожным транспортом Подготовка специалистов в управлении промышленным и федеральным составом 40/5 Теория, практика, экзамены и выдача удостоверения
Обучение специалиста по ж/д перевозке (курс базовый) 24/3 Теория, практика, экзамены и выдача удостоверения
Подготовка машинистов локомотивов, и иных тяговых машин, а также промышленных дрезин 8/1 Теория, практика, экзамены и выдача удостоверения
Транспортировка морскими судами Учебные планы, готовящие инспекторов, стивидоров, агентов, а также перевозчиков Рассчитывается индивидуально Практика, аттестация, удостоверение
Транспортировка воздушным транспортом Готовят инструкторов и перевозчиков грузовыми самолетами Рассчитывается индивидуально Практика, аттестация, удостоверение
Транспортировка речными путями Готовят инструкторов, агентов, стивидоров, преподавателей, а также перевозчиков Рассчитывается индивидуально Практика, аттестация, удостоверение

Обозначенный список программ был разработан и утвержден специалистами, профессионалами и экспертами из Европы, консультантами и инструкторами ОТМЦП (Объединенного транспортного методического центра подготовки по перевозке опасных грузов).

Многие ориентируются именно на данный перечень, когда собираются открывать программы по обучению ответственных лиц за перевозку специфических грузов. Этот краткий вариант списка программ.

Есть также и курсы по обучению другого персонала, который не занят непосредственно в перемещении груза, а предварительно готовит его к транспортировке.
Это инспектора, контролеры, смотрители (например, станционные работники), погрузчики, экспедиторы, охранники, оформители документации и другие специалисты.

Кто и где проводит учебу для водителей

Обучение шоферов автотранспорта для того, чтобы они смогли правильно перевозить опасные грузы, несколько отличается от учебы водителей на маршрутах с транспортировкой обычных грузов.

Все обучающие программы обязательно должны соответствовать международному европейскому договору – ДОПОГ. Именно он позволяет обучить надлежащим образом всем нормам и правилам водителей с выдачей им соответствующего документа – свидетельства.

Такое удостоверение является неотъемлемой частью пакета бумаг, который должен быть при водителе в пути, когда он везет специфический опасный груз. То же самое можно сказать и о перевозках по воде или воздуху.
Учебный материал, который дает информацию о правильности перемещения опасных грузов по железной дороге, кораблями по воде или же самолетами, отличается в зависимости от вида транспорта.

Каждый консультант по безопасности перевозки опасных грузов, где бы он ни работал – в автошколе или же в многопрофильном учебном центре, дает только ту информацию, которая характерна водителю автомобильного транспорта, машинисту железнодорожного состава, капитану грузового судна или пилоту воздушного борта самолета.

Большей частью такие занятия для морского, железнодорожного или воздушного транспорта проводятся в ведомственных заведениях – учебных центрах, которые организованы при том, или ином ведомстве транспортной инфраструктуры.
А вот для водителей – участников автомобильных дорог, подобного рода занятия проходят в обычных государственных ДОСААФ, ОТМЦП или же в частных автошколах, где есть своя лицензия и ДОПОГ.

Поэтому для владельцев автотранспортных средств, равно как и для самих компаний-перевозчиков ОГ по автомагистралям не составит особого труда обучить водителей в какой-либо квалифицированной автошколе.

Учебные центры должны соответствовать образовательным стандартам и включать все необходимые программы, что предусматриваются для выдачи ДОПОГ-свидетельства законодательными актами.
Точно также и преподавательский состав должен соответствовать не только тем лицам, которые просто знают, как провозить опасный груз, но еще и имеют практические навыки.

Сколько стоит обучение на перевозку опасных грузов

Некоторые учебные центры сразу не афишируют свои цены на образовательные услуги, а некоторые прямо указывают на своих сайтах, сколько будет стоить прохождение курса для водителя автомобильного грузовика, на котором будет осуществляться транспортировка опасных грузов.

В целом можно отметить, что цена радикально будут отличаться не только из-за территориальных возможностей регионов страны, но также и из-за специфики самого груза, который должен будет провозиться.

Так, для той тары или упаковки, что следует особенно бережно провозить, должно быть выдано водителю после учебы специальное разрешение на провоз, а не обычное.
От этого и будет зависеть стоимость учебы, спецкурсы всегда дороже стоят, или же они идут в программе как дополнительное занятие, за отдельную плату.
Усредненные ценовые варианты, предлагаемые за учебу водителей по перевозке опасных грузов теми или иными учебными центрами, автошколами или ДОСААФ:

Название автошколы, компании, учебного центра Город, где обучается водитель Название учебного курса, программы Стоимость, руб.
Обучение через посредника – юридическую компанию «Деловой подход» Москва, Московская обл. Полный цикл программы. Получение разрешения на транспортировку ОГ 15 000
Санкт-Петербург и Ленинградская обл. Дополнительный курс. спецразрешение для перемещения ОГ 10 000
Мурманск и Мурманская область Обучение полным циклом с целью получить разрешение на ДОПОГ 15 000
Севастополь, Республика Крым Дополнительное спецразрешение ДОПОГ 10 000
Автошкола «Учебно-технический центр» Москва Базовый курс. Получение свидетельства ДОПОГ 4500
ГК «ЛИК» Многопрофильный Учебный Центр Омск Обобщающие курсы с выдачей разрешения ДОПОГ 3500-4000
АНО Дополнительное профобразование «Центр промышленной и экологической подготовки» Челябинск Базовый курс на получение ДОПОГ 3000
Дополнительное обучение для разрешения перевозки ОГ в цистернах 2000
Дополнительное образование для получения разрешения на перевозку веществ 1 класса опасности 1500
Дополнительное занятие для получения разрешения на провоз радиоактивных веществ (класс опасности 7) 2000
Волжская автошкола ДОСААФ России Волжский Обучение по перевозке грузов, относящихся ко всем классам опасности кроме 1, 7 и 6.2 6000
Обучение по перевозке грузов всех классов опасности, в том числе и 1-го, но кроме 7-го и 6.2 7000
Калужский ДОСААФ Калуга Разрешение на перевозку ОГ в цистернах 12000
Разрешение на провоз радиоактивных веществ (класс 7) и взрывоопасных (класса 1) 9000
Всеобъемлющий курс по подготовке водителей для транспортировки ОГ 7500

Выдача удостоверения может осуществляться также и посредническими компаниями, через которых также можно получить документ посредством прохождения обучающих программ на базе либо посредника, либо учебного центра.
Как правило, такими посредниками являются юридические компании, которые имеют право обучать водителей и вести транспортные вопросы. Это значит, что у них должна быть соответствующая лицензия.

Особенности

Перемещение того или иного класса опасности груза в каждом из видов транспорта имеет свои особенности.
Обучение тоже отличается, поэтому можно рассмотреть по отдельности каждое направление транспортной инфраструктуры, чтобы понимать, в чем же состоит разница, когда требуется провезти опасный груз.

Автомобильным транспортом

При перевозке автотранспортом водитель обязан знать следующие тонкости и нюансы:

  1. Все виды ключевой опасности груза.
  2. Принятие мер по защите окружающей природной среды от влияния или воздействия опасного груза.
  3. Соблюдение мер безопасности:
    • личной;
    • на автодорогах согласно ПДД;
    • автотранспорта;
    • груза.
  4. Какие меры следует осуществлять при случившейся аварии.
  5. Маркировка груза, его упаковки, тары и самого кузова, контейнера или цистерны.
  6. Ограничения и запреты для водителя в процессе перемещения груза.
  7. Правильность эксплуатации технического дополнительного оборудования, которым должна оснащаться машина.
  8. Запреты на совместную загрузку разных типов груза.
  9. Соблюдение мер предосторожности при погрузке или выгрузке.
  10. Соблюдение гражданской ответственности водителем.
  11. Знание правильного перемещения по тоннелям, под мостами и на прочих участках автомагистралей.

Специфические знания водителей, которые провозят грузы в цистернах, отличаются уменьшенной скоростью движения такого транспорта, если цистерна наполнена – не более 50 км/ч. по прямой и не более 10 км/ч на поворотах.
Для провоза грузов в рефрижераторах нужно знать технику владения охладительным устройством, чтобы поддерживать нужную температуру.

Для провоза взрывоопасных веществ должна быть усиленная защита не только фургонов, контейнеров или кузова машины, но даже топливного бака и других агрегатных систем.

Обычно такое оснащение усиливают путем установки бронированной стали в систему или конструкцию автогрузовика.

Воздушным

Провоз опасного груза самолетами или другими разрешающими воздушными судами должен осуществляться с конкретными требованиями к упаковке или таре такого груза.
Основными правилами в этой сфере являются следующие положения:

  1. Выбор упаковки ОГ для безопасного перелета в самолете должен осуществляться на основании трех факторов влияния на целостность, прочность и качество защитной упаковки:
    • механический фактор;
    • климатический;
    • биологический.
  2. Груз можно складировать в грузовом отсеке во много ярусов, только если это позволяет сама тара или упаковка. К примеру, если это мини-контейнер, то его можно подцепить и прикрутить крепежными элементами, чтобы он прочно стоял при перелете.
  3. Каждой степени опасности груза соответствует своя группа упаковки:
    • I группа – высокая степень опасности;
    • II – средняя;
    • III – низкая.
  4. Все бочковые и другие варианты тары должны надежно закрепляться специальными ремнями и тросами. Также грузы при складировании в самолет могут дополнительно защищаться различными прокладными материалами – например – фанерой или другими вариантами.
  5. Пломбирование груза в отсеке обязательно. И осуществляться оно должно после тотальной проверки надежности уложенного, установленного груза.

Запрещено провозить ОГ в грузовом отсеке пассажирского лайнера. Вся упаковка должна иметь соответствующую документацию, которая бы подтвердила, что она прошла в свое время испытания, которые предусмотрены законодательством.
Упакованный груз оформляется паспортом безопасности материала самой упаковки, тары.

Железнодорожным

Весь перечень грузов, которые можно провозить по железной дороге, обозначен в Приложении 2 или 10 Правил перемещений опасного груза по железной дороге, которые редактировались последний раз 05.11.15.
Они впервые были введены в действие протоколом заседания Совета по ж/д транспорту №15 от 05.04.96. При отправке служащий станции обязан оформить специальную накладную на груз, с соответствующим перечнем содержимого.
Такие перевозки должны всегда осуществляться с сопровождением специалистов-проводников, которые бы досматривали груз в процессе перевозок. Вся тара и упаковка должна быть герметичной и маркированной в соответствии с Правилами.

Морским

Перемещение опасного груза по морю регулируется Правилами таких перевозок, которые утверждаются на международном уровне.

Например, один из таких нормативных документов – это Международная Конвенция по осуществлению охраны и безопасности человеческой жизни на море. Этот документ сокращенно еще называют – СОЛАС-1974 (вступил в силу 25.05.80 г.).

Правила к упаковке должны быть соблюдены исходя из высокой влажности, а также качки на палубе или в отсеке корабля. Поэтому такие грузы размещают, в первую очередь, подальше от механизмов самого судна, надежно укрепляют и маркируют.
Следует использовать тару или упаковку с усиленной защитой. Например, если провозятся взрывоопасные вещества, тогда нужно будет организовать бронированный контейнер для такого груза.

Что получает водитель после курса занятий

После прохождения учебы водитель получает свидетельство-ДОПОГ. Этот документ удостоверяет, что ответственное за процесс перевозки автотранспортом лицо подготовлен и имеет соответствующую квалификацию.

Отсутствие такой бумаги влечет за собой наложение штрафных санкций довольно внушительных размеров. Следует отличать такое свидетельство от специального разрешения. Обычный ДОПОГ тоже является разрешением.

Он выдается в качестве основного документа, позволяющего водителю перевозить опасные грузы, а спецразрешение, как правило, выдается на определенный вид транспортировки.

К примеру, на провоз химикатов в цистернах могут затребовать отдельно выданное разрешение или же в основном ДОПОГе должна стоять отметка о прохождении таких курсов.

Получается, что существует ДОПОГ со стандартными полномочиями, а также со специфическими, более усложненными полномочиями для водителей.
Эти документы свидетельствуют о том, что шофер не только знает, как правильно обращаться с грузом при перевозке, но также и имеет знания о безопасности окружающей природной среды, о требованиях к транспортному средству и личной безопасности.

Обучающие программы водителей или иных лиц, непосредственно несущих ответственность за безопасную перевозку груза, с которым требуется крайне осторожно обращаться, отличаются между собой.

Эта разница заключается в таких нюансах, как виды транспортного средства, специфика провоза и самого груза. Немаловажной деталью также выступает должна упаковка и тара, в которой хранится груз на время транспортировки.
Любой перевозчик должен иметь также соответствующие разрешительные документы, которые легально позволяют ему провозить груз

Видео: Видео семинар ДОПОг. Обучение перевозке опасных грузов.