Осуществление пассажирских перевозок РЖД

Перевозки пассажиров с помощью железнодорожного транспорта являются развитой сферой услуг в нашей стране. Система создавалась и совершенствовалась несколько столетий. РФ имеет огромнейшую территорию.
Такие переезды являются более выгодными и комфортабельными, потому что инфраструктура автострад плохо развита, а если маршрут составляет несколько тысяч километров, то возможны многочисленные пересадки и затрата дополнительных денежных средств.

Назначение и виды

Пассажирские перевозки ЖД по территории РФ имеют развитую инфраструктуру, для транспортировки клиентов используют железнодорожный транспорт разных типов, существуют несколько типов комфорта, предлагается широкий спектр услуг, чтобы поездка была удобной и приятной.
Компании-перевозчики могут осуществлять такие виды услуг:

  • транспортировка пассажиров внутри государства;
  • международная перевозка;
  • доставку багажей в дальнем следовании;
  • сервис дополнительного обслуживания клиентов;
  • техобслуживание и ремонтные работы подвижного состава;
  • другие типы услуг.

Удобно, что с помощью железнодорожного транспорта моно одновременно транспортировать как пассажиров, так большое количество багажа.

Пассажирские перевозки делятся на три основных типа:

Частные и государственные компании предоставляют практически все виды услуг, чтобы иметь значительное количество клиентов.
Осуществляя два последних типа пассажирских транспортировок, возможна даже мультимодальная перевозка.

Новое

Для совершенствования сервиса руководство РЖД регулярно вводит ряд новых правил для транспортировок пассажиров и их багажей.
Последним значительным нововведением за последние годы считается использование электронного билета, который можно предъявлять при посадке на электронном носителе, а оплачивать его стоимость с помощью карты или виртуальных денег.

Приказом Минтранса РФ 3 года назад были введены нормативы для регулирования отношений между пассажирами, транспортерами и другими участниками этого процесса (владелицами инфраструктуры, операторами).

Новое законодательство позволяет транспортирующей компании использовать технологию перевозки багажей без специального вагона для багажей.
Таким образом, отечественная система перенимает европейский опыт. Это комфортно для пассажира, потому что нет надобности дополнительно оформлять свои габаритные сумки с вещами в багажном отделении.
Их перевозка оплачивается в кассе во время покупки билетов, а сдается багаж в специальное купе, когда пассажир проходит посадку.
Нововведения выдвигают требования к подвижному составу, его классификации, оборудованию и другим аспектам. Это особенно касается уделенного и пригородного сообщения.
Все вышеперечисленные нововведения предназначены для улучшения сервиса и повышения комфорта пассажиров.
Правила ориентируются на европейские требования, потому что между государствами существуют перевозки пассажиров железнодорожным транспортом и есть явные перспективы роста.

Основные правила пассажирских перевозок РЖД

Помимо новых поправок в законе для модернизации этой отрасли услуг, существуют основные правила, на которые ориентируются такие нововведения.
Основных постулатов насчитывается всего тринадцать, они регулируют пассажирские транспортировки железной дорого практически во всех аспектах:

  1. Покупка проездного талона, за исключением пригородных соединений, осуществляется с предъявлением паспорта, военного билета или водительского удостоверения, личностям не достигших 14 лет понадобится показать свидетельство о рождении.

    Во время приобретения билета нужно сверять свои данные в нем и реквизиты предстоящей поездки.

  2. Если у пассажира есть льготы на билет, то нужно предъявлять соответствующий документ.
  3. Права пассажиров железнодорожном транспорте дальнего и ближнего соединения:
    • приобретение документов для проезда любым поездов и в свободный вагон и место к нужной станции;
    • перевозка с собой ребенка возрастом до 5 лет бесплатно и без отдельного места. Для пассажиров 5-10 лет имеются отдельные тарифы;
    • продлевать посадочный документ сроком до 10 суток.
  4. Проезд детей до 10-летнего возраста в железнодорожном транспорте дальнего следования без сопровождающих взрослых категорически запрещен.
  5. Если пассажир возвращает ранее купленный проездной, то у него имеются следующие права:
    • за 15 часов и больше до отправки ТС он может возвратить полную стоимость билета;
    • за 4-15 часов до отправления можно вернуть полную стоимость проездного и половину цены плацкарты;
    • за 4 часа до поездки через 3 часа после отправки можно возвратить лишь стоимость плацкарты;
    • вернуть деньги от покупки билета в обратную сторону, но не позднее чем за 1 сутки.
  6. Восстановить утерянный или испорченный билет можно в пункте, где их купили, заблаговременно обратившись туда. Восстановленный документ вернуть нельзя.
  7. Для каждого пассажира предусмотрено одно место. Если в поезде имеются свободные, то можно купить дополнительное по полной стоимости.
  8. Можно занять место высшей категории, чем та, которая указана в билете. Но об этом нужно сообщить механику бригадиру и доплатить разницу.
  9. Если РЖД не может предоставить место в вагоне, согласно проездным документам, то они дают место высшей категории без дополнительной оплаты.
  10. Пассажир по собственному желанию покупает белье для лежания, за исключением тех случаев, когда оно входит в стоимость проездного талона.
  11.  В вагонах повышенного комфорта обслуживание уже включено в стоимость билета. Перечень услуг этого сервиса определяется компанией-транспортером.
  12. На один проездной можно без дополнительной оплаты перевезти с собой ручной багаж до 36 килограмм, если его длина до 180 см. Для их хранения отведены специальные места в вагонах. Но запрещается таким способом перевозить опасные вещества.
  13. Домашние животные и птица перевозятся за дополнительную плату.
    Такие правила действуют во всех компаниях РЖД, они универсальные и охватываю практически все аспекты процесса транспортировки пассажиров.

Интермодальные и мультимодальные

При развитой системе РЖД существуют разные виды перевозок, например, по такой большой территории, которую охватывает Россия, возможны мультимодальные и интермодальные транспортировки.
Мультимодальные – это такой вид, когда в процессе участвуют несколько видов транспорта (сухопутного, воздушного или водного).
То есть, используется смешанный тип, благодаря которому любая поездка станет более комфортабельной, быстрой и выгодной.

Например, в отдельных регионах почти отсутствует железнодорожная транспортная развязка, поэтому единственный выход туда добраться – автомобиль.

Но такой вид транспортировок имеет свои особенности – для всех ТС проездной документ оформляется отдельно, но процесс считается целостным, время пересадок – минимальное.
Суть интермодальных перевозок аналогичная, но они имеют единые документы и одного координатора. Они считаются более совершенной формой мультимодальных перевозок, потому что осуществляется одной компанией, а это экономически более выгодно.

Как устанавливаются тарифы

Тарифы на транспортировку имеют свободные рыночные цены, которые отличаются между собой по видам перевозок. Существуют государственные тарифы, которые контролируют уполномоченные органы власти.
Например, в системе «РЖД» одновременно могут использоваться расчетные и трансфертные тарифы.

Сюда входят расходы организации на процесс транспортировки и минимальная прибыль, которая необходима для решения социальных задач – налоги и вклады в инвестиционные проекты.

Они делятся на виды: транспортировка багажа и пассажиров, весь процесс грузоперевозки, формирование ТС для пассажирских перевозок.
Существует два вида цен для формирования тарифов на переезды:

  1. Внутри производственная цена – ее регулирует центральный орган«РЖД».
  2. Цена реализации внешним потребителем.

Расценки на реализацию продукции внешним потребителям устанавливается самостоятельно, согласно рыночным законам (спрос и предложение).
Формула расчета имеет такой вид:

Цреал= С + П + Н,

где
С обозначает себестоимость с уже учтёнными производственными затратами;
П – прибыль от каждой отдельной единицы;
Н – налоги.
Также в тарифы входит стоимость ремонта подвижного состава и обслуживание путевого соединения. Это общеэкономическая формула, которая подходит для разных видов товаров и услуг, но есть специфические в каждой отрасли.

Общие принципы формирования железнодорожных тарифов

Каждая компания-перевозчик ориентируется на общие принципы ценообразования. Перед тем, как осуществляются пассажирские перевозки жд, билеты покупаются по определенной стоимости, которая включает в себя все особенности.
Общепринятая формула имеет вид:

Тпер= Спер+ Ппер,

согласно ей
Спер– это непосредственная себестоимость переезда, а
Ппер обозначает прибыль от единицы транспортировки.
Доход, который включают в тариф, устанавливается на определенном уровне, благодаря чему:

  • обеспечиваются расходы компании на налоговые обязательства установленный уровень расчетов с государственным бюджетом по налоговым обязательствам;
  • есть возможность накапливать денежные средства для развития отрасли;
  • обеспечивается социальная защита и стимулирование сотрудников компании.

На рынке свободной конкуренции тариф является отражением ценовой политики организации, которая занимается транспортировками пассажиров.

Отличительные особенности пригородного сообщения

Пригородные транспортировки имеют в наше время особую социальную значимость, потому что содействует мобильности рабочей силы (а от этого увеличиваются показатели экономического роста местности).

Такой вид перевозок популярный не только в регионах с плохой автострадной системой (сюда относится Восточная Сибирь и Дальний Восток), но и в пригородах мегаполисов (например, наша столица).

Пригородные переезды при помощи жд-транспорта помогают решить проблему пробок и улучшить экологическую ситуацию.
Можно сделать выводы, что популярность железнодорожных перевозок среди пассажиров с годами развития автотранспортной инфраструктуры не уменьшается. Это можно объяснить тем, что такой вид поездок удобный и более дешевый.
Тарифная система регулируется уполномоченными органами власти, постоянно совершенствуются законы, чтобы улучшать уровень обслуживания клиентов и развивать сферу этих услуг.

Видео: РЖД сокращает объем пригородных пассажирских перевозок