Правила безопасности перевозки генеральных грузов морским транспортом

Генеральные грузы (далее ГГ) очень разнообразны по виду, форме, массе, размерам, имеют различные свойства. Не соблюдение требований к режиму погрузки и перевозки по каждому виду продукции ведет к порче груза.
Учитывая все причины несохранной перевозки грузов морем, «Правила безопасности перевозки ГГ морем» регламентируют основные положения касательно самого груза, размещения и крепления на судне.

Что это такое

Грузы, которые перевозятся в упаковке из разных материалов и разных размеров (ящики, бочки, мешки, контейнеры, пакеты, тюки, другое) или без упаковки, называются генеральными.
Чаще всего ГГ перевозится сборной партией, для чего составляется грузовой список, и считаются по количеству грузовых мест.
Виды ГГ:

  1. Продукция из металла (прокат, трубы, проволока, металлолом и т.д.);
  2. Техника (автомобили, спецтехника);
  3. Изделия и конструкции из железобетона;
  4. Контейнеры;
  5. Штучный груз в различной упаковке (в картонных коробках, ящиках, мешках, рулонах, мотках);
  6. Габаритные и тяжелые грузы;
  7. Лесоматериал (доски, фанера, прочие);
  8. Сыпучий материал в биг-бегах (цемент, концентраты);
  9. Бочковые (в бочках, корзинах, барабанах).

ГГ классифицируют по следующим характеристикам:

  • по размеру:
    1. Обычные;
    2. Длинномерные (длиннее 3 метров).
    3. Негабаритные.
  • по массе:
    1. Легкие.
    2. Тяжелые (больше 5тонн).

Особенности

Отличие перевозки ГГ от груза наливом, навалом, насыпью состоит в том, что перевозка ГГ требует предварительной подготовки и особенного отношения со стороны перевозчика.
Перевозка включает в себя и оформление документов, и таможенные процедуры, поэтому требует особых затрат на услуги по транспортировке, обработке груза или партии груза:

  • правильное размещение и прочное крепление груза на судне;
  • страховка груза;
  • оформление документов для транспортировки и таможни;
  • доставка партий груза в различные места назначения.

Сдача(прием) груза происходит у борта судна. Грузовладелец или судно направляют своего представителя для подсчета и подписания тальманских расписок.

Груз выдают отдельно по каждому коносаменту по количеству грузовых мест (без взвешивания). Перевозки проводятся согласно соответствующих правил и требований, благодаря чему груз доставляется своевременно и в полной сохранности

Для учета природы груза и его совместимости в помещении перевозки, существуют буквенные коды, обозначающие данные свойства:

«О» опасный
«Р» режимный
«В» влажный
«Г» грязный, пыльный
«K» коррозионный
«T» тепловыделяющий
«С» санитарно-карантинный
«З» воспринимает запах или выделяет его

Правовое регулирование

Транспортировка регулируется Правилами безопасности морской перевозки генеральных грузов, которые разработаны на основании Положений СОЛАС — 74 и Кодекса РКГ.

В «Правилах безопасности» описаны правила размещения, укладывания и крепления груза. Главной целью документа выступает обеспечение безопасности людей, целостности судов и груза. Правила являются обязательными для каждого участника транспортировки морем.

Перечень ГГ довольно большой и разнообразный. У каждого вида груза имеются свои характеристики и свойства, определенная тара и упаковка, способ погрузки, укладки и расположения на судне. Поэтому для разных видов груза есть разные нормативные документы.

Основные правила перевозки генеральных грузов морским транспортом

«Правила безопасности» включают в себя четыре раздела и 9 Приложений.
В разделах приводятся:

  • общие положения;
  • требования к перевозке (в частности к грузу, таре, упаковке и маркировке);
  • необходимая подготовка грузовых помещений;
  • правильное размещение, укладка груза, его крепление на судне;
  • обеспечение безопасности экипажа и судна;
  • правила сохранности груза;
  • требования по технике безопасности крепления.

В Приложениях приведены примеры и рекомендованные формы заполнения документов на перевозку грузов.
Также прописаны технические характеристики для материалов с высоким коэффициентом трения, расчет критерия несмещаемости, прочность средств крепления, расход средств крепления и т.д..

Необходимые документы

Для перевозки ГГ морским транспортом нужны следующие документы:

  1. Информация о грузе.
  2. Наставления по креплению.
  3. Доп. информация.

Информация о грузе предоставляется достоверная и полная. Включает в себя сведения о грузоотправителе, грузополучателе, наименование груза, перевозчике, наименование транспорта, порту отправления-назначения, требования к укладке, к креплению, описание груза, вес, размеры, транспортные характеристики, особые свойства, дополнительные сертификаты, меры осторожности.
Документ составляется грузоотправителем. В случае если в документе нет необходимой информации для обеспечения безопасной перевозки, капитан приглашает сюрвейера для консультации.
Расходы при этом возлагаются на отправителя. Грузоотправитель может заказать «Информацию о грузе» в уполномоченной компании.
Бумага должна быть подписана грузоотправителем и предоставлена перевозчику и капитану (допускается передача документа электронной почтой или факсом). Груз к перевозке не принимается при отсутствии данной информации.
Наставления по креплению груза обеспечивает судовладелец до начала погрузки. Их необходимо заверять Регистром или Службой Морфлота России.
Перед началом погрузочных работ администрации порта и судна подписывают Акт о готовности судна к погрузке.
Перед выходом капитан судна предоставляет администрации порта Акт приема работ по креплению груза или Сертификат о безопасной укладке и креплении груза.

Требования

Для перевозки груз необходимо предварительно подготовить в соответствии с положениями «Правил безопасности».

К грузу

Груз должен соответствовать специальным стандартам, ГОСТу о подготовке ГГ к транспортировке и условиям морской перевозки.
Основные требования это:

  • исправность упаковки, тары;
  • контрольные ленты, пломбы, их исправность;
  • отсутствие течи в таре;
  • соответствующая тара;
  • четкая маркировка;
  • исключение намокания груза;
  • отсутствие запахов.

Следует учитывать основные транспортные характеристики генерального груза, для предотвращения:

  1. Смещения от качки.
  2. Пожара или взрыва, токсичности, радиационного излучения.
  3. Порчи товара от теплоты, испарений, влаги, пыли, загрязнения, коррозии, различных бактерий.
  4. Выделения запахов, теплоты, пыли, влаги.

Необходимо транспортировать груз в определенном режиме (влажности, вентиляции, температуры) и ограничить высоту штабелирования (число ярусов, количество метров).
Груз необходимо размещать с учетом совместимости. Различают три группы ГГ по совместимости:

  1. Агрессивные.
  2. Подверженные агрессивному воздействию.
  3. Нейтральные.

К таре и упаковке

Тара служит для расфасовки товара, для предохранения от внешних воздействий, для транспортировки.
Виды тары по назначению:

  • потребительская (первоначальная упаковка товара – банки, коробки);
  • дополнительная (картонные ящики, чехлы, мешки);
  • транспортная (мешки, барабаны, бочки, ящики).

Виды тары по конструкции:

  • жесткая (барабаны, бутылки, цистерны, бидоны);
  • полужесткая (пластмассовые, картонные, полимерные ящики, корзины, обрешетники);
  • мягкая (полимерные материалы, бумага, пленка, ткань).

Для изготовления жесткой тары используют металл, дерево, пластмасс, стекло.
Для защиты груза и амортизации товара в самой таре используют оберточный и прокладочный материал (бумага, стружка, пенопласт).
Тара и упаковка должна сохранять свою изначальную форму, быть удобной для погрузочных работ и удовлетворять требованиям стандарта. На судне находится справочник по таре и упаковке для проверки соответствия тары.

Если груз перевозится без тары (трубы, листы металла), то он должен быть объединен в связки, или иметь приспособления для застропки (петли, проушины).

Если масса тары превышает 1 т, то она имеет дополнительные приспособления для проведения погрузочных работ и закрепления на судне (гаки, рымы).
Приспособления должны выдерживать вес грузового места, нагрузку при перевозке морем, не выступать за габаритные размеры тары.
В случае нарушении целостности тары, отправитель приводит тару в надлежащее состояние в течение указанного срока к погрузке согласно стандартам и Правил безопасности.

К маркировке

Маркировка – это надпись из знаков и рисунков, нанесенные на груз для опознания и указания характеристик; наносится на грузовое место, способствует качественной перевозке, облегчает приемку и сдачу груза.
Требования к маркировке грузов прописаны в ГОСТ 14192-77.
Виды маркировки:

  1. Товарная. Включает в себя общие данные о товаре, производителе. Наносится производителем.
  2. Отправительская. Содержит данные об отправителе и получателе, пункте отправления и назначения. Наносится отправителем.
  3. Транспортная. Порт принимает груз и проверяет правильность отправительской маркировки. Указывается порядковый номер портового склада.
  4. Специальная. Необходима при особом обращении. Наносит отправитель.

Опасные грузы дополнительно маркируются надписями и цветными наклейками.
По содержанию маркировка содержит надписи:

  1. Основные (контракт, номер места и количество мест, пункт назначения).
  2. Дополнительные (экспортер и пункт отправления груза).
  3. Информационные (габаритные размеры, масса нетто и брутто, объем).

Погрузка, разгрузка и хранение груза

Правила грузовых работ регламентируют общие требования к погрузке-разгрузке с целью обеспечения безопасности при перевозке ГГ, которые в силу своих особенностей могут угрожать жизни людей, привести к повреждению судна, порче груза.
Грузы по механическому смещению делятся на:

  1. Абсолютно твердое тело (крупногабаритные, контейнеры, автомобили, поддоны, грузовые места). Груз близок к состоянию твердого тела, прочно закреплен и его свойства не оказывают вредного воздействия на судно или порче груза. Делится на:
    • стандартный груз, который перевозится специально предназначенным для него судном и крепится специальными устройствами (например, контейнеровоз с контейнерами);
    • полустандартный груз, который крепится устройствами для определенных вариантов грузовых мест (к примеру, автомобили).
  2. Дискретная структура (металлопродукция, пакеты). Это нестандартный груз, под который индивидуально разрабатывается специальный тип укладки и закрепления. Разделяется на:
    • Грузовые места, располагающиеся в индивидуальном порядке. Отдельное место крепится к конструкции корпуса. Варианты расположения и расчеты крепления приведены в Правилах в приложении 8.
    • Структурообразующие грузы, которые состоят из отдельных элементов, при укладке образуют массивы/штабели. Их свойства меняются в зависимости от характеристик отдельных мест, порядка направления, типа укладки. Тот же самый груз уложенный другим способом, будет обладать другими свойствами, другой устойчивостью. Структура может опрокинуться, соскользнуть, потерять устойчивость.

Учитывая характер груза по смещаемости, погрузочные работы выполняются согласно Наставлениям по креплению грузов. Капитан до начала грузовых работ оформляет опорный листок о готовности к погрузочным работам.
Отправитель может осуществлять контроль над погрузкой с выдачей капитану документа о безопасной укладке груз и его креплении.

Если груз крепится на палубе или работы по креплению выполняются экипажем, то расходы на получение документа о безопасном креплении возлагаются на перевозчика.

Размещение груза на судне производить, учитывая следующие факторы:

  • рационально использовать грузовместимость помещений и грузоподъемность судна;
  • совместимость и сохранность груза на протяжении рейса;
  • сохранять местную и общую прочность судна;
  • обеспечить необходимую посадку и остойчивость;
  • обеспечить обзор поверхности моря с капитанской рубки;
  • обеспечить несмещаемость груза под воздействием качки;
  • охранить возможность применения перегрузочных портовых мощностей.

Безопасность судна и экипажа

Для того, чтобы обеспечить безопасность судна и экипажа следует выполнять действия, такие как:

  • производить контроль остойчивости, проверять период бортовой качки. Резкий скачок в периоде качки говорит о ухудшении остойчивости судна;
  • следить за прогнозом погоды и волнением на море, избегать зоны с волнением, которое выше принятого при расчете крепления груза;
  • в случае попадания в зону сильного волнения произвести герметизацию корпуса судна, проверить крепления груза, соблюдая меры безопасности. Перед спуском в трюмное помещение проверить его на наличие токсичных и вредных факторов, угрожающих здоровью и жизни экипажу.

Сохранность груза

Для сохранности груза рекомендуется выполнять действия, такие как:

  • проверять состояние груза, обращать внимание на:
    • смещение груза;
    • системы крепления;
    • конструкцию тары, наличие деформации;
    • наличие следов от динамических ударов грузовых мест между собой или с корпусом судна;
    • повреждение груза;
    • другие обстоятельства, оказывающие нежелательное действие на сохранность груза.
  • при обнаружении недостатков в креплении, устранить их, произвести подкрепление груза (набить найтовы, подбить клинья, установить дополнительные прокладки), зафиксировать действия в судовом журнале.
  • для предотвращения остойчивости судна, потери плавучести, смещения груза принять меры:
    • во время шторма закрыть входы и отверстия, чтобы вода не проникла внутрь корпуса или надстройки;
    • содержать в рабочем состоянии иллюминаторы, во время шторма надежно закрыть;
    • содержать шпигаты в чистоте, в рабочем состоянии;
    • минимизировать количество цистерн, заполненных частично;
    • производить балластировку только после расчетов остойчивости.
  • при возникновении крена срочно уменьшить скорость хода, развернуть судно носом к волне, принять балласт и добиться увеличения остойчивости).

Соблюдение Правил безопасности и выполнение требований помогает избежать неприятностей при перевозке ГГ, обеспечить сохранность груза, безопасность экипажа и судна.

Видео: 4 География морских перевозок