Правила морской перевозки опасных грузов

На какую дальность бы не перемещали опасный груз (далее – ОГ) по морю, всегда перевозчикам и отправителям следует придерживаться норма и правил, которые устанавливают безопасную его транспортировку.
Классифицируют грузы опасными потому, что они способны причинить вред природе или людям. Для их провоза существуют свои требования, и они зачастую завышенные.
Нормативы по обеспечению безопасности, маркировки, обращению, погрузке-выгрузке и другим нюансам строги, но благодаря этому обеспечивается также и крайняя осторожность перемещения такого плана грузов.

Какими законами регулируется

Касательно всех перевозок каких-либо грузов водным транспортом (на море или по реке) ведется статистическое наблюдение.
Служащие Госстата РФ, а также представительства компаний, осуществляющих грузовые перевозки по воде, руководствуются при этом Приказом №415 от 08.09.15 г.

Делается это по многим причинам и одной из них является проверка на соответствие соблюдений судоходными компаниями Правил перевозки грузов, что регистрируются опасными.

Выделяются следующие основные законодательно-правовые акты касательно этого вопроса:

  1. ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», который был утвержден Постановление Государственного Стандарта СССР №2957 от 19.08.88 г. и отредактирован 01.09.92г.
  2. ГОСТ 26319-84 «Опасные грузы. Упаковка» (01.01.86 г.). Стандарт от 2007 год.
  3. МК МПОГ – Международный Кодекс морских перевозок опасных грузов, что был введен ИМО, Ассамблеей Международной морской организации 27.09.1965 г.
  4. КТМ – Кодекс торгового мореплавания РФ, который был принят в виде законодательного положения № 81-ФЗ от 30.04.99 г. и отредактирован 13.07.15 г.
  5. Правила МОПОГ – морской перевозки опасных грузов (далее – Правила). Они были утверждены посредством издания Приказа Министерства Морфлота СССР №56 от 13.05.89 г.
  6. СОЛАС-1974 – соблюдение мер охраны, безопасности человеческой жизни на море.
  7. МАРПОЛ-73/78 – о предотвращении загрязнения моря с судов.
  8. Приказ Минтранса РФ №ВР-1-п от 21.04.03, побывавший в редакции 06.07.12 г., утверждает Правила безопасности МПГ (морской перевозки грузов). Здесь рассматриваются общие положения и вопросы, касающиеся грузоперевозок по морям.
  9. Приказ Росморфлота №39 от 22.10.96 г. рассматривает случаи, когда опасные грузы могут перевозиться по морю в контейнерах. По большому счету этим способом их и перевозят, в зависимости от того, что именно собой представляет тот или иной опасный груз.

Издание МК МПОГ имеет несколько томов, в него вносились многочисленные поправки – такие, например, как в 1994 году в отношении мер безопасности жизни людей на море, а также поддерживании экологии в связи с загрязнением водной среды судами.

Последние новшества в такой Кодекс были внесены в мае 2017 г. и вступили в силу с 01.01.16 г. Эти изменения устанавливали нормативные требования к контейнерам, их безопасности, маркировки и затаривания в грузовые отсеки.
Эта редакция также внесла новые типы грузов, которые могут классифицироваться как опасные.
К ним относятся следующие вещества, коих ранее в нормативной документации не было:

  • газы абсорбированные;
  • гексафторид урана;
  • конденсаторы асимметрического типа;
  • бракованная либо же совсем пустая и грязная упаковка любого формата.

Всего новых опасных веществ было внесено в Кодекс в количестве 22 шт. Номера, к которым отнесены новые опасные грузы, могут при маркировке проставляться следующие – от ООН3507 до ООН3526.

Если речь идет о доставках ОГ между государствами, тогда следует еще учесть и законодательно-нормативные акты той или иной страны, куда отвозиться такой груз.

Кроме всего прочего во всех действующих портах всегда имеются Инструкции по приему-выгрузке, перевалке небезопасных грузов, которые всегда идентичны требованиям законов.
Если на судах нет Правил МОПОГ, то они не допускаются к осуществлению провоза опасных грузов. Поэтому у каждого капитана корабля или лайнера обязательно должны быть соответствующие нормативные документы.

Установленные классы

На основании общепринятого Классификатора были установлены определенные виды грузов, которые фиксируются как опасные и заносятся в определенную группу – класс.
Степень опасности по маркировке классов следует всегда понимать в хронологическом порядке. Самая первая группа грузов – это наиболее опасные вещества. Они могут причинить самый разрушительный вред людям, животным и природе.
Во втором классе Классификатора степень опасности несколько занижена, и так далее.
Структура Классификатора выглядит так, что в ней находятся:

  • классы;
  • подклассы;
  • категории;
  • группы веществ.

Какие классы не имеют подклассов или категорий с группами, а какие-то имеют. В данном вопросе все может зависеть от разновидности материала или вещества.
Внешне общая классность выглядит следующим образом:

  1. Класс 1. Взрывчатые материалы (ВМ):
    • подкласс 1.1. ВМ с массовыми взрывами;
    • подкласс 1.2. ВМ без взрывов массами;
    • подкласс 1.3. Пожароопасные ВМ, что могут врываться не массой.
    • подкласс 1.4. ВМ, классифицируемые как не значительные по степени опасности;
    • подкласс 1.5. ВМ нечувствительные;
    • подкласс 1.6. Изделия, обладающие очень низкой чувствительностью.
  2. Класс 2. Сжиженные, растворенные или находящиеся под давлением, газы:
    • подкласс 2.1. Газы неядовитые, не могущие воспламеняться;
    • подкласс 2.2. Газообразные яды (ЯГ);
    • подкласс 2.3. Горючие газы (воспламеняющиеся – ВГ);
    • подкласс 2.4. Газообразные вещества, что могут и воспламеняться и являются одновременно очень ядовитыми.
  3. Класс 3. Жидкости, что воспламеняются быстро и легко (ЛВЖ):
    • подкласс 3.1. ЛВЖ, что начинают гореть при вспышке температурой меньше -18 градусов Цельсия при закрытом тигле;
    • подкласс 3.2. ЛВЖ, вспыхивающие при температурном диапазоне от -18 до +23 градусов Цельсия при закрытом тигле;
    • подкласс 3.3. ЛВЖ, могущее загореться при температурах +23-61 градусов по Цельсию при условии закрытого тигла.
  4. Класс 4. Твердые вещества, которые легко воспламеняются (ЛВТ):
    • подкласс 4.1. ЛВТ;
    • подкласс 4.2. Вещества, могущие самовозгореться;
    • подкласс 4.3. ЛВТ, что при контакте с водной средой могут выделять газообразные вещества.
  5. Класс 5. Вещества окисляющие (ОК), пероксиды органические (ОП):
    • подкласс 5.1. ОК;
    • подкласс 5.2. ОП.
  6. Класс 6. Вещества ядовитые (ЯВ), инфекционные (ИВ):
    • подкласс 6.1. ЯВ;
    • подкласс 6.2. ИВ.
  7. Класс 7. Материалы радиоактивные (РМ):
    • подкласс 7.1. Уровень радиации веществ незначителен – до 0,005 мСв/ч (индекс транспорта равен — 0);
    • подкласс 7.2. Уровень радиации веществ до 0,5 мСв/ч (индекс транспорта равен — 1);
    • подкласс 7.3. Уровень радиации веществ до 2 мСв/ч (индекс транспорта равен — 10);
    • подкласс 7.4. Уровень радиации веществ более 2 мСв/ч (индекс транспорта равен более 10).
  8. Класс 8. Вещества едкие, коррозийные (ЕК):
    • подкласс 8.1. ЕК с кислотными свойствами;
    • подкласс 8.2. ЕК с общими свойствами;
    • подкласс 8.3. Разные ЕК.
  9. Класс 9. Вещества прочие, являющиеся опасными:
    • подкласс 9.1. Те грузы, что не относятся к классам 1-8;
    • подкласс 9.2. Такие грузы, которые представляют собой опасность исключительно, если их перемещать морским транспортом навалом.

Все эти категории приняты транспортниками не только теми, что провозят такие грузы по земле, но также и по воздуху и на воде.
Классификатор содержит возле каждой группы свои знаки и обозначения, которые применяются при маркировке упаковки опасного груза. В целом эти знаки представлены в следующих цветовых гаммах и символьных характеристиках.