Правила охраны труда при перевозке опасных грузов

Каким бы ни был груз, классифицируемый как опасный, его всегда следует перевозить с предельной крайней осторожностью. По этому поводу существуют свои нормативы, которые обычно оформлены в соответствующие Инструкции.
Для перевозок наземным транспортом существуют свои правила, которые рассматриваются отдельно для автомобильных и железнодорожных путей. Все такие требования в обязательном порядке регулируются, обновляются и пополняются на законодательном уровне.

Что это такое

Чтобы не случилось никаких недоразумений, воровства или нарушения ПДД (автодорожных правил движения) следования по маршруту и прочих эксцессов, при каждом рейсе перемещения опасного груза (далее встречается – ОГ) следует осуществлять ряд правил по охране труда.

Такие нормы должны выполняться и вменяться даже в обязанности водителям, экспедиторам, сопровождающим, охранникам и прочим лицам, которые несут ответственность за безопасное перемещение сложных и специфических грузов.

Охраной труда водителя называется комплекс мер, которые должны соблюдаться в целях безопасного провоза опасного груза.

Каким законами регулируется

Основной законодательный акт, которым обычно руководствуются при осуществлении перевозок опасного груза – это Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (далее – Правила).
Они были утверждены Приказом Министерства транспорта РФ №73 от 08.08.95 г., который обновлялся и редактировался Приказами – №37 от 11.06.99 г. и №77 от 14.10.99.

В этом документе можно найти не только сами нормативы, как обращаться с подобными грузами, но также и как они классифицируются и маркируются, какими документами должны сопровождаться и какие требования к упаковке и таре существуют.

Но кроме Правил, действующих на уровне российского законодательства, есть также и международного уровня документация, которая имеет силу также и в России.
Это вропейское соглашение – ДОПОГ, которое расшифровывается как договор по перевозке опасного груза. Он инициирован ООН и был заключен в Женеве 30.09.57 г.
Его часто упоминает правительственное Постановление России №272 от 15.04.11 г., что изменялось 03.12.15 года. Все нормы данного соглашения должны быть в письменном виде у каждого транспортника.
Также их присутствие у каждого водителя, который допускается к перевозкам опасных грузов, как по стране, так и на международные маршруты, обязательно.

Что касается неукоснительного исполнения требований государства, чтобы все водители, занятые на опасных маршрутах или перевозящие опасные грузы, проходили вовремя медкомиссию, то в этом плане существуют свои нормативные акты.

Самый главный документ, регулирующий своевременность прохождения врачей такими водителями, это Приказ Министерства здравоохранения РФ №555 от 29.09.89 г., который редактировался 12.04.11 г.
Более того, перед каждым рейсов водителя обязаны дополнительно осмотреть врачи, чтобы выявить или исключить наличие в крови алкоголя, наркотиков или психотропных лекарств.
Потому как при перевозках специфического груза требуется предельная осмотрительность на дорогах и в маневрах.

Основные пункты инструкции по охране труда при перевозке опасных грузов

Чтоб представлять себе, в чем именно заключаются инструкции при перевозках опасного груза разными видами наземного транспорта, нужно хотя бы бегло рассмотреть пункты и разделы, какие имеются в такой документации.

Железнодорожным транспортом

Документ, который полностью регулирует весь процесс соблюдения всех мер предосторожности при перевозках опасных грузов по железной дороге, это Правила 15-73-94 (далее – Правила ж/д).
Они утверждались изданием правительственного Постановления государственного городского Технадзора РФ № 50 от 16.08.94 г., отредактированного 20.06.02 г.
Его структура состоит из следующих основных пунктов и разделов:

  1. Общие требования и положения, что отражают суть следующего:
    • где применяются правила, при каких обстоятельствах и случаях – перевозка опасных грузов;
    • исключения для применения настоящих Правил ж/д – перемещение ОГ внутри территории предприятия, в случае с перевозкой радиоактивных веществ, для которых существуют отдельные Положения, а также ситуации, когда перевозка ОГ осуществляется по спецзаказу правительства РФ;
    • особенности организации провоза ОГ по железной дороге;
    • комплектация самих вагонов и состава;
    • выполнение требований ГОСТа 19433-88 при провозе грузов класс опасности 2;
    • обозначаются нормы загрузки-выгрузки ОГ по вагонам, цистернам, контейнерам и прочим приспособлениям, перемещаемым по ж/д пути;
    • обязательная и своевременная сдача аттестационных проверок всеми руководящими и обслуживающими состав людьми;
    • классифицируются сами ОГ, а также обозначается их правильная маркировка.
  2. Требования к следованию правилам по безопасности маршрутов с ОГ:
    • перевозка должна осуществляться в сопровождении соответствующей документации от следующих лиц – грузоперевозчика (отправителя), грузополучателя, арендаторы контейнеров, работники ж/д путей и прочие участники маршрута;
    • опасный груз должен приниматься к перемещению в соответствии с нормативами Правил, а новые грузы, которые недавно признаны опасными – в соответствии с МПС (Министерством путей сообщения РФ) и с согласованием Госгортехнадзора РФ;
    • грузоотправитель обязан загружать ОГ исключительно только в соответствующий нормативам подвижной состав;
    • тара и упаковка ОГ должна быть протестирована и маркирована надлежащим образом, на нее тоже должна быть своя документация, подтверждающая соблюдение норм.
  3. Как осуществляется сама перевозка:
    • прием или выгрузка опасного груза должен осуществляться исключительно по Правилам для ж/д перевозок;
    • погрузка, прием, загрузка, выгрузка, перетарка должны происходить только на тех участках ж/д полотна, которые не используются общественностью (пассажирами, например);
    • прибывшие на место назначения грузы, состоящие в группе класса опасности № 1, нельзя хранить на территории станции дольше 2-х часов;
    • если отправка ОГ осуществляется мелкими партиями, тогда у начальника ж/д станции, откуда отправляется груз, должны присутствовать документы – телеграфное или в письменном виде согласие дл приемки такого груза.
  4. Нормативы, применяемые к выгрузке, погрузке опасного груза:
    • весь процесс должен соответствовать нормативу Устава ж/д;
    • как у перевозчика, так и грузополучателя обязательно должна быть соответствующая лицензия (поправка внесена Постановлением государственного Гортехнадзора РФ №29 от 20.06.02, измененного 06.04.04 г. – пункт 1 Постановления);
    • все владельцы вагонов или же те, кто их арендуют перед отправкой и загрузкой ОГ предъявляют сотрудникам станции и депо документацию, подтверждающую исправность вагонов и его конструктивных элементов;
    • заполнение вагонов-цистерн должно быть сделано только при условии полной и капитальной проверки такой тары;
    • все тары, упаковки и прочие элементы груза должны быть надежно закреплены;
    • мелкие партии взрывоопасных веществ перевозятся по путям, которые не должны быть электрифицированы;
    • вся тара и упаковка должна соответствовать нормативам ГОСТа 26319-84.
  5. Перевозка ОГ, состоящих в отдельных классах опасности:
    • взрывчатые (ВМ);
    • газообразные (сжатые, сжиженные или растворенные с давлением);
    • легковоспламеняющиеся жидкие (ЛВЖ);
    • легковоспламеняющиеся твердые (ЛВТ);
    • окисляющие (ОВ);
    • органика (пероксиды);
    • едкие, яды, коррозийные или инфекционные.
  6. Правила для самих подвижных составов:
    • ремонт;
    • техобслуживание;
    • сортировка;
    • эксплуатация и т.д.;
    • особые требования к локомативам;
    • требования к обслуживающему персоналу.
  7. Нормы, что должны соблюдаться при надлежащем содержании ж/д путей, перевода стрелочных соединений на промышленных магистрали, а также должной работы сигнализационных или связных устройств.
  8. Ведомственный уровень контроля над соблюдением мер безопасности при перевозке ОГ.
  9. Ликвидация аварийных последствий и предупреждение подобных случаев.
  10. Ответственность, что несут уполномоченные лица.

Несмотря на то, что опасный груз нельзя загружать на тех площадках, где могут перемещаться сторонние люди (не рабочий персонал ж/д станции), тем не менее, п.3.1.2 Правил ж/д говорит об исключениях.
Можно в контейнер или вагон загружать тару ОГ с усиленной безопасностью на площадках общего пользования, если она имеет небольшие размеры.

Автомобильным

Инструкция, раскрывающая суть проведения мер по охране труда для водителей, провозящих опасные грузы, состоит практически из таких же пунктов, что и инструкция для железнодорожников.
Разницей лишь будет являться само содержание этих пунктов. Она утверждена правительственным Постановлением России №272 от 15.04.11 г., отредактированным 03.12.15 г.
Поэтому основными разделами этого регулирующего документа будут следующие:

  1. Общие положения. Описываются требования по безопасности:
    • что именно устанавливает данный документ, какие положения;
    • что относят к опасным грузам;
    • обязательное наличие у транспортника лицензии на перевозку опасных грузов;
    • получение разрешения из органов Внутренних дел РФ (ОВД) на транспортировку особо опасного груза;
    • обязательное наличие охраны при транспортировке особенно опасного груза;
    • обязанности лица, отвечающего за перевозку ОГ;
    • такие маршруты не должны проходить через крупные города или населенные пункты;
    • допускаются к управлению транспортом в данном случае только водители, которым исполнилось уже 18 лет, они прошли медкомиссию, водительский инструктаж по технике безопасности, являются владельцами свидетельства ДОПОГ и квалифицированы по электробезопасности ТС (I категория);
    • должна быть соответствующая компоновка автотранспорта.
  2. Проведение мероприятий по безопасности в начале работы водителя:
    • медконтроль проходят все водители, причастные к таким перевозкам;
    • проходится шоферами дополнительный инструктаж;
    • проверка технического состояния ТС (водитель имеет право отказаться отправляться в рейс на неисправном авто-, грузовике);
    • проверка техсостояния автотранспорта перед выездом завершается подписью водителя в путевом листе.
  3. Нормативы по безопасности в пути:
    • двигатель нужно заводить исключительно со стартера, а не пусковой рукоятью;
    • погрузка-разгрузка ОГ производится под контролем лица, уполномоченного представлять грузополучателя;
    • погрузка-разгрузка должна осуществляться исключительно при использовании постов, трапов, настилов, подъемников и прочих приспособлений;
    • если транспортировка ОГ производиться колонной автотранспортных средств, то расстояние между машинами должно быть не менее 50 м, а для горных местностей – 300 м.;
    • в населенных пунктах стоянка запрещается;
    • бензовозы не должны ехать со скоростью, превышающую 50 км/ч по прямой траектории, 10 км./ч при поворотах.
  4. Нормативные положения в случае аварий:
    • у водителя на руках должен быть план мероприятий, разработанный должностными лицами транспортной компании, в которой он трудоустроен;
    • противопожарные принадлежности (песок, огнетушитель, ведро и прочие вещи) обязательно должны присутствовать в грузовом отсеке водителя (огнетушитель можно провозить в кабине);
    • при случившейся аварии вызывается сотрудник ГИБДД и аварийная служба, а также ставится в известность транспортная фирма-перевозчик.
  5. Меры безопасности и предупреждения аварийного состояния в конце пути:
    • машина ставиться должна в специально отведенном для нее месте;
    • двигатель полностью следует выключать для стоянки;
    • зимой вода из систем сливается;
    • машина очищается от грязи, подтягиваются все болтовые крепления и соединения, добавляется смазочный материал в нужных местах машины, если потребуется, следует провести дезинфекцию;
    • пусковые агрегаты лучше убрать, если машина на стоянке будет находиться дольше суток;
    • при обнаруженных водителем неисправностях следует сообщать механику.

Кроме основных правил, каждому водителю следует помнить, что коль уж он везет такой груз, с которым следует обращаться крайне осторожно, то если видимость на автодорогах составляет расстояние от машины до точки видимости менее 300 м, тогда правила совсем запрещают двигаться.

В случае, когда необходимо провести операцию по приему, отпуску или переливу бензина или других воспламеняющихся веществ, то использоваться должны исключительно механизированные приспособления.

Если колонна машин состоит в количестве 5 перевозчиков, то обязательно в колонну добавляется еще и 6-я машина – резервная.

Последствия несоблюдения правил

Последствия после аварий или взрывов, которые могут возникать при нарушениях Правил перевозки опасных грузов, могут быть разрушительными. Причем эти разрушения касаются не только имущества перевозчика и грузополучателя, но также и жизни и здоровья пострадавших.

Если провозится с нарушением взрывчатое вещество, то например, большая скорость грузовика маневренности при поворотах может вызвать искру, которая спровоцирует взрыв.

А в другом случае, бывает так, что самое вещество при постоянном взбалтывании может само загореться. То же самое относится и к ядовитым, химическим или инфекционным материалам, провозимым с нарушениями.
Также если вещества провозят в густонаселенных пунктах, на большой скорости, или обнаружены нарушения упаковки, тары – то во всех этих случаях могут возникнуть различные аварии, последствия которых приведут к массовому травматизму людей или порче имущества.

Наказания за нарушения

На основании административно-правового кодекса в обязательном порядке должно проводиться обучение водителей на перевозку опасных грузов.
Если, к примеру, такой водитель не имеет при себе свидетельства, удостоверяющего право на управление грузовиком, то за это будет вынесена мера наказания:

водителю 2000-2500 руб.
должностному лицу, отвечающему за выполнение всех Правил 15 000-20 000 руб.
юридическому лицу – транспортному предприятию, которое несет ответственность за провоз опасного груза 400 000-500 000 руб.

В случае нарушений, касательно отсутствия иных документов, которые должны иметь при себе перевозчики, могут применяться следующие виды штрафов:

водителю 1000-1500 руб.
ответственному должностному лицу 5000-10 000 руб.
юридическому лицу – транспортной компании или иной фирме, нарушившей нормы перевозки или погрузки, упаковки опасного груза 150 000-250 000 руб.

Статьей 12.21.2 КоАП РФ определен штраф за нарушения, выявленные в ходе перемещения ОГ, в следующих размерах:

водителю 2500 руб.
должностному лицу 20 000 руб.
юридическому лицу 500 000 руб.

Водительские права могут изыматься не во всех случаях, а лишь при нарушениях Правил, которые регулируют сам процесс погрузки, выгрузки, обращения опасного груза, а также безопасной перевозки.

Если есть какие-либо несоответствия с документацией, которая должна сопровождать водителя, экспедитора, то за это водительское удостоверение изымать не будут, а просто оштрафуют на приличную сумму.

Если были обнаружены нарушения в состоянии транспортных средств, могущие повлечь за собой аварию на автотрассе:

на должностное лицо наложить штраф 20 000-30 000 руб.
на индивидуального предпринимателя, являющегося собственником такого транспортного средства 30 000-50 000 руб.
на юридическое лицо 50 000-100 000 руб.

Любая перевозка опасного груза должна сопровождаться соответствующей документацией, наличие которой предусмотрено Правилами.
Прежде всего, у водителя помимо его прав, должно наличествовать свидетельство ДОПОГ, справка о прохождении медкомиссии и прочие бумаги.
Транспортное средство должно соответствовать безопасному, а вся процедура перевозки должна осуществляться согласно нормативам.
Если же не следовать законодательным требованиям, то сотрудники дорожной полиции всегда будут иметь право оштрафовать за выявленное нарушение.

Видео: Дистанционное обучение по опасным грузам | ESDOpogtru