Правила перевозки людей в автобусе

Перевозки пассажиров – это вид услуг, который возник со времен появления первых средств передвижения. Но в наши дни эта отрасль настолько развита, что совсем не похожа на свой первоначальный вид.
Множество людей предпочитают именно этот способ транспортировки, потому что он самый мобильный и комфортабельный.

Мобильность заключается в гибком графике и в дорожной инфраструктуре, в этом плане автобусные перевозки более удобные за железнодорожные, водные и воздушные, потому что не требуют специальные станции для отправления и прибытия пассажиров.

На данный момент в нашей стране множество компаний предлагают такие услуги. Они производят как городские, так пригородные или междугородные транспортировки.
Их сервис отличается локацией, технической базой и ценовой политикой. Но их деятельность регулируется единой законодательной базой, чтобы любой процесс переезда был безопасным для всех сторон.

Для пассажиров и экипажа гарантируется сохранность жизни и здоровья, перевозимого имущества, а также транспортного средства.
Лишь на первый взгляд перевозка пассажиров кажется простым делом и заключается в покупке билета, а также передвижению по маршруту и графику. Но это лишь вершина айсберга. Над проведением успешной операции трудится много специалистов.

Законодательная база

Любая компания по перевозке пассажиров и их багажа начинает свою деятельность с оформления себя как юридического объекта, поэтому первоначально знакомится из законодательной базой, которая регулирует правомерность выполнения таких услуг на территории Российской Федерации.
Данные Правила распространяются на деятельность всех юридических и физических лиц в данной отрасли. «Правила пассажирских перевозок автобусом» постановление 112 – последняя редакция нормативного документа.
Действующие правила могут утверждаться, вводиться в действие, изменяться, дополняться и отменяться Минтранспорта Российской Федерации.
Их цель регулирование прав, обязанностей и ответственности пассажиров, организаторов и исполнителей транспортировки, а также порядок их взаимоотношений в процессе передвижения Российской Федерации.
Профессиональную подготовку водителей регулирует закон «О безопасности дорожного движения», принятый еще в 1995 году.
Согласно ему, управлять автобусами, осуществлять внутренне государственные и международные транспортировки пассажиров и их багажа, перевозки несовершеннолетних.

Руководителем автотранспорта, в котором перевозятся люди, может стать водитель с непрерывным стажем на протяжении последних трех лет.

Выполнением этого постановления занимается компания-транспортировщик. Кроме этого, рассматриваемый закон дает рекомендации по поводу технического удерживания ТС.
Законы экономического характера регулируют тарифы на услуги транспортировки пассажиров и их багажа.
Каждая компания отталкивается от их рекомендации, она учитывает налоги, взносы на содержание автопарка, выплаты работникам, затраты на процесс транспортировки и чистую прибыль, но кроме этого учитываются льготы для определенных законом категорий граждан.

Какие предъявляются требования

Все рассматриваемые выше законы включают как права, так требования и обязанности для каждого участника этого процесса. Задача этих рекомендаций – скоординировать действия и взаимоотношения, для того чтобы перевозка пассажиров была безопасной и правомерной.
Целый комплекс требований выносится к транспортному средству, к экипажу, а также к пассажирам и их транспортируемому имуществу.

К автобусу

Транспортное средство, на котором будет проводиться организованная перевозка группы людей, в первую очередь должно соответствовать техническим параметрам:

  • исправное техническое состояния, наличие сертификата, свидетельствующего об этом;
  • наличие разрешения на допуск к дорожному движению в путевом талоне;
  • наличие нормативных актов об изменении первоначальной конструкции ТС;
  • соответствие экологическим нормам;
  • наличие аптечки, двух огнетушителей (один – у экипажа, а второй – в салоне), противооткатного упора и знака аварийной остановки, а также приспособлениями для пробивания аварийного выхода;
  • автотранспортное средство категории М[3] экипируется не менее, чем двумя противооткатными упорами;
  • транспортируемый багаж располагается в оборудованных отсеках, чтобы не было перевеса на один бок оси;
  • в междугородных автобусах сиденья должны быть удобными для длительных поездок;
  • наличие регистрационных государственных знаков, которые свидетельствуют о том, что ТС предназначено для рейсовых перевозок пассажиров, а не иных бытовых целей;
  • наличие указателей маршрута (отправной, промежуточные и конечный пункты);
  • различные информационные надписи (количество пассажиров – общее и сидящих, сигнальный знак «Запасный выход»;
  • последовательная нумерация мест, в городских ТС отводятся и маркируются места для пожилых пассажиров, детей, инвалидов);
  • компостер для билетов;
  • наличие навигатора и видеорегистратора;
  • вся информация в международных ТС подается на двух языках;
  • наличие основных правил перевозки в доступном для всех месте, контактных данных перевозчика.

К водителям

К водителям выдвигается ряд профессиональных требований, а также соответствовать нормам физического и морального здоровья, потому что он будет проводить трудоемкий процесс, требующий концентрации и умения быстро принимать решения.
И так, действующие Правила регламентируют следующие положения:

  • водитель может приступать к процессу перевозки пассажиров, если он имеет официальное удостоверение нужной категории и соответствующие талоны;
  • придерживаться действующих ПДД, а также придерживаться рекомендаций технической эксплуатации автотранспортного средства;
  • иметь при себе комплект документы и без сопротивления предъявлять их по требованию уполномоченных инспекторов;
  • соблюдать утвержденные организаторами маршрут и расписание передвижения автобуса;
  • заниматься приемом, размещением и выдачей багажа пассажиров;
  • контролировать выполнение пассажирами правил безопасного переезда и перевозки с собой багажа;
  • выполняет высадку людей в специальных местах во время заправки ТС топливом;
  • во время непредвиденных обстоятельств, которые могут навредить здоровью перевозящихся, водитель обязан придерживаться особенных мер осторожности, а также осуществлять вынужденную остановку переезде железнодорожных путей;
  • контролировать при посадке наличие билетов и талонов для транспортировки багажа;
  • выполнять остановки в разрешенных Правилами местах;
  • остановку ТС для посадки и высадки проводить на расстоянии до 50 см от крайней части проездной дороги;
  • регулярно проходить медицинский осмотр;
  • соблюдать режимы труда и отдыха, согласно законодательству;
  • иметь опрятный внешний вид, соблюдать вежливость во время общения с пассажирами;
  • объявлять каждую указанную в маршруте остановку;
  • выполнять продажу билетов лишь до начала поездки;
  • остановиться, если заметили отстающего пассажира, в случае его пропажи, сообщить диспетчеру и отвечать за сохранность имущества;
  • помогать пассажирам с ограниченными физическими возможностями во время посадки и выхода ТС, при размещении багажа;
  • проверять, не забыл ли кто багаж и вышел на нужной ли остановке.

Водитель обязан придерживаться данных требований и показывать свой профессионализм, потому что он отвечает за жизни пассажиров и техническое состояние ТС.

К пассажирам и багажу

К пассажиру также предусмотрен ряд требований, потому что он тоже является участником дорожного движения. Регламентируют их Правила пассажирских перевозок автобусом.
Пассажир обязан:

  • соблюдать действующие Правила;
  • покупать билет до перевозки, занимать лишь указанное в билете место, не выбрасывать до конечной высадки и предъявлять контролерам;
  • быть на месте отправления ТС за 15 минут;
  • выходить с автобуса после его окончательной остановки;
  • если произошло ДТП, то сообщить спасательным службам;
  • соблюдать порядок в салоне (не отвлекать водителя от вождения, курить, нарушать спокойствие других пассажиров, угрожать их опасности, высовываться через открытые окна или люк, выбрасывать через них предметы), перевозить опасные предметы и вещества, не причинять ущерб автобусу;
  • за несоблюдение правил нести ответственность;

И так, все группы требований к ТС, водителям и пассажирам предназначены для организации процесса перевозки. Они качаются технической и общественной безопасности, потому что в деле участвует группа людей.

Наличие документов

Общим требованием для участников перевозок пассажиров и транспортного средства, на котором это проводится, является наличие соответствующих документов.
Они предъявляются особам, которые имеют право осуществлять контроль в целях безопасности дорожного движения. Для регулярных и нерегулярных перевозок есть свой перечень документов.

Регулярные пассажирские перевозки требуют наличие у перевозчика лицензия на перевозки, договор с уполномоченными органами власти и с инстанциями местного самоуправления, маршрутный паспорт, документ о государственной регистрации ТС.

Водитель автобуса обязан иметь при себе в каждом рейсе водительское удостоверение нужной для процесса категории, транспортное средство, лицензию, маршрутный лист, билетно-кассовую накладную, план маршрута, таблицу тарифов на проезд (для междугородных перевозок).
Среди пассажирских документов должны быть: билет для него и талон на перевозку багажа, для льготников – специальные свидетельства.
Регулярные пассажирские перевозки предусматривают наличие у перевозчика лицензии, свидетельства законной эксплуатации автобуса.
От водителя требуется иметь при себе водительское удостоверение нужной для процесса категории, транспортное средство, лицензию, маршрутный лист, договор с заказчиком, план маршрута, свидетельство о уплате услуг.

Особенности перевозок автобусом

Различают три вида пассажирских перевозок: городские, междугородные и международные. У них одинаковая цель – доставить пассажира в нужное место в целостности и сохранности. Но каждый из этих видов имеет собственные незначительные особенности.

По городу

Этот тип перевозок осуществляется непосредственно в приделах населенного пункта, а также в прилегающие районы не дальше чем 40 км. Действует одна тарифная система, хотя отличие стоимости билетов могут составлять несколько рублей.

Особенность технологии перевозки в ТС, потому что оно не оборудовано специальными мягкими сиденьями с подставками, а наоборот – больше стоящих мест, имеются вертикальные и горизонтальные поручни.

Билеты покупаются непосредственно при посадке, контроль их наличия осуществляется уполномоченными лицами, а также при помощи специальных компостеров.

Междугородних

Этот тип предусматривает перевозку пассажиров на расстоянии от нескольких десятков и до нескольких тысяч километров. Автотранспорт подбирается комфортабельный.
Покупаются билеты в специальных кассах заблаговременно до отправки, их наличие проводят водителя и контролеры на автобусных станциях.

Международных

Такие перевозки первоначально требуют наличие полного пакета государственных и международных документов. Автобус и экипаж соответствуют международным стандартам. Документация ведется на двух языках.

Ответственность за нарушение правил

Если какая-то из сторон процесса транспортировки нарушает рекомендации ПДД и Правил автобусных перевозок, то для них предусмотрены специальные наказания. Этими вопросами занимаются уполномоченные органы и инспекторы правопорядка.

Перевозчика

Если компания-транспортер серьезно нарушила правила перевозки, то положено наказание в виде штрафных санкций.

Если последствия неправомерных действий фирмы серьезные или масштабные, то она временно может потерять право на проведение перевозки по конкретному маршруту или лишится лицензии.

Пассажира

Недобросовестные пассажиры в свою очередь могу бать высаженными из салона автобуса в случаях отсутствия проездных билетов, когда они пренебрегают правилами безопасности. За контрабанду и серьезные нарушения грозит административная ответственность.
Транспортный контроль имеет право взыскать денежный штраф в виде наказания, потому что любые противозаконные действия угрожают безопасности других участников.
Автобусные перевозки пассажиров являются трудоемким процессом с множеством нюансов. Их суть заключается в соблюдении регламента Правил автомобильных перевозок, на которые ориентируются статуты каждой действующей компании и транспортировке людей.
Требования выдвигаются не только к сторонам процесса, но первоочередно к автобусу. Несоблюдение законодательства имеет последствия в виде системы наказаний, поэтому ознакомиться и соблюдать эти правила нужно всем участникам и организаторам процесса.

Видео: Водитель маршрутки задержан за перевозку пассажиров с нарушением правил безопасности