Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Перевозка различных грузов автомобильным транспортом должна осуществляться в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. На данный момент разработаны специальные правила для всех видов грузов – в том числе для опасных.
Необходимо в обязательном порядке соблюдать их, в противном случае будет наложен достаточно большой величины штраф.

Когда и каким органом были утверждены

Правила безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом установлены законодательно, на государственном уровне.
При этом имеется большое количество самых разных нюансов, связанных с выполнением подобных правил. Важно помнить: невыполнение данных требований грозит серьезными проблемами с контролирующими органами.
Все штрафные санкции, которые накладываются в результате нарушения правил, отражаются в КоАП. При этом некоторые действия подпадают под Уголовный кодекс РФ.

В некоторых случаях мерой наказания будет являться запрет заниматься определенным видом деятельности в течение определенного времени.

При этом несколько различаются правила перевозки опасных грузов на территории Российской Федерации и за рубежом. Стоит знать об этом и заблаговременно изучить их.
При этом различаются органы, которые утверждают правила перевозки опасных грузов:

  • для Российской Федерации;
  • международные.

Для РФ

На данный момент основополагающими документами, в которых отражаются все моменты, связанные с транспортировкой опасных грузов, являются следующие:

Основным органом, который регламентирует правила внутренних перевозок опасных грузов, является Правительство Российской Федерации. Данный законодательный орган осуществляет формулировку и выпуск законодательных актов.

Именно поэтому со всеми нововведениями, связанными с перевозками опасных грузов, можно будет ознакомиться на официальном сайте данного учреждения.

Лицам, осуществляющим на постоянной основе или единичные разы перевозку опасных грузов, необходимо будет внимательно следить за всеми нововведениями. Так как нарушение правил приводит к серьезным проблемам с контролирующими органами.
Также по возможности стоит не менее подробно ознакомиться с практикой арбитражных судов по данному вопросу. Это позволит допущения различных ситуаций, которые в последствии послужат причиной возникновения разнообразных сложностей.
Стоит уделить пристальное внимание Постановлению суда Западно-Сибирского округа от 14.08.14 г., дело № А45-20921/2013. Рассматривается вопрос о снятии ответственности за перевозку остатков дизельного топлива.
Данный прецедент является достаточно сложным и затрагивает множество правовых аспектов, различным образом связанных непосредственно с перевозкой грузов таким образом.

Международные

Международные правила с большинстве своем полностью соответствуют правилам, которые приняты для транспорта на территории Российской Федерации за небольшими отличиями.
Разработку правил, а также различного рода дополнительных законодательных актов для перевозки грузов автомобильным транспортом осуществляет Европейская экономическая комиссия.
Основными документом, регламентирующим рассматриваемого типа вопрос, является ДОПОГ. Действует действительная редакция с 01.01.15 г.
Располагается данная комиссия непосредственно в Нью-Йорке, в Женеве. Дата составления данного документа – 2017 год.
Рассматриваемого типа Европейская комиссия является дочерним предприятием Организации Объединенных Наций. Действительной классификацией является ЕЭК ООН.

Основные требования по правилам перевозки опасных грузов автотранспортом

Существуют определенные требования к правилам осуществления перевозки грузов данного типа на территории РФ и мира. Большая часть из них совпадают.
Причем касаются такие правила не только организации транспортировки, иных вопросов, но также большого количества других моментов.
В случае возникновения необходимости организации перевозок такого рода требуется заблаговременно изучить следующие вопросы:

  • требования к водителям и обслуживающему персоналу;
  • требования к автомобильному транспорту;
  • требования к таре и упаковке;
  • требования к документации.

К водителям и обслуживающему персоналу

Важно помнить: водители и обслуживающий персонал, занимающиеся опасными перевозками, в обязательном порядке должны удовлетворять определенным требованиям. Перечень различных требований достаточно обширен.
Наиболее существенными на данный момент и проверяемыми контролирующими организациями в первую очередь являются следующие требования к водителям:

  • обязательно наличие специальной подготовки, включает в себя следующее:
    • изучение системы информационной безопасности;
    • рассмотрение всех свойств перевозимых грузов;
    • изучение приемов оказания первой помощи.
  • водитель должен знать все основные правила перевозки и проводить инструктаж со всеми сопровождающими;
  • водители в обязательно порядке должны перед каждым рейсом проходить специальный медицинский осмотр;
  • для допуска к управлению транспортным средством в рассматриваемом случае обязательно наличие стажа работы не менее, чем 3 года.

Требования к персоналу, который осуществляет сопровождение водителя и опасного груза в процессе транспортировки, достаточно обширный.
Наиболее существенные требования:

  • обязательно наличие соответствующей подготовки для выполнения сопровождения;
  • требуется наличие соответствующего документа, подтверждающего права на выполнение сопровождения;
  • прежде, чем будет осуществлен выход в рейс, персонал обязательно проходить специальный инструктаж;
  • перед каждой поездкой осуществляется прохождение медицинской комиссии;
  • лица, которые осуществляют погрузочные и разгрузочные работы, обязательно должны иметь стаж выполнения подобного рода действий не менее, чем 3 года;
  • оператор погрузки должен знать все правила техники безопасности и соответствующим образом соблюдать их;
  • при наличии постоянной занятости на погрузке, разгрузке и сопровождении оператор должен проходить медицинский осмотр не реже одного раза в течение 12 месяцев;
  • на случай возникновения каких-либо инцидентов, связанных непосредственно с правилами перевозки, оператор-погрузчик должен быть ознакомлен со всеми правилами действий.

Также существует достаточно большое количество различных требований непосредственно к самому процессу перевозки и погрузки/разгрузки опасных грузов. Например, при выполнении подобного рода действий запрещается курить.

Не допускается нахождение в состоянии какого-либо опьянения, употребление спиртных напитков. Нарушение данных базовых принципом может послужить причиной запрета на занятие определенной деятельностью в течение длительного периода времени.

К автотранспорту

К автомобильному транспорту, при помощи которого будет выполнять транспортировка, также предъявляются определенные требования. Перечень их гораздо более обширный, чем требования непосредственно к самому водителю. Стоит ознакомиться со всеми ними заранее.
К наиболее существенным правилам можно будет отнести следующие:

  • подобного рода перевозки должны обязательно осуществляться только при помощи приспособленных для этих целей транспортных средствах;
  • автомобиль должен быть оборудован специальной выхлопной системой – сам выпуск должен быть выведен в сторону, возле радиатора;
  • топливный бак отделяется от аккумуляторной батареи специальным экраном;
  • если транспортное средство используется для транспортировки опасных грузов единоразово, то допускается применение специальной искрогасительной сетки.

В действующих правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом особое внимание уделяется именно электрическому оборудованию, установленному на ТС.
К наиболее существенным моментам стоит отнести следующее:

  • величина номинального напряжения не должна составлять более 24 (В);
  • вся изоляция проводов должна выполняться в бесшовной оболочке – не восприимчивой к коррозионному воздействию;
  • обязательно наличие специальной защиты от перегрузки проводки в виде плавких предохранителей;
  • располагаться проводка транспортного средства таким образом, чтобы не подвергаться ударам, иным механическим воздействиям при движении транспортного средства;
  • в случае расположения аккумуляторных батарей вне отсека двигателя они должны постоянно охлаждаться, располагаться в специальной защищенной емкости;
  • транспортное средство должно отключаться от аккумуляторной батареи при помощи специального двухполюсного выключателя – причем выполнить подобное действие должна быть возможность как внутри кабины водителя, так и вне её;
  • не допускается использовать различного рода лампы, на которых имеется цоколь с резьбой;
  • наружная электропроводка на автомобиле обязательно должна отсутствовать;
  • все электрические лампы обязательно снабжаются специальной оградительной решеткой.

Помимо обозначенных выше моментов необходимо обязательно учитывать следующие:

  • обязательно наличие на автомобиле специальной заземляющей цепочки – длина касания должна составлять не менее 200 мм;
  • требуется наличие металлического штыря – для осуществления заземления на стоянке;
  • по всей ширине должен иметься бампер, который защищает от ударов;
  • все трубопроводы и иные важные компоненты цистерн обязательно должны быть защищены от удара в случае переворачивания.

Также все транспортные средства, цистерны обязательно оборудуются специальными номерами, а также опознавательными знаками.
Все требования по поводу подобного рода знаков отражаются непосредственно в разделе 2.8 Правил перевозки опасных грузов. Также следует не забывать о соблюдении требований, которые отражаются в ПДД.

К таре и упаковке

К таре и упаковке, в которых производится транспортировка, также предъявляются достаточно серьезные требования. Причем касается это не только самой конструкции, но также наносимых на неё обозначений.
Основополагающим документом, регламентирующим рассматриваемого типа момент, является ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка».
Наиболее важными требованиями на данный момент являются следующие:

  • тара, а также упаковка в обязательном порядке должны быть достаточно прочными и полностью исправными – что позволяет исключить утечку груза, так обеспечивается его сохранность;
  • все грузы, которые становятся взрывоопасными по причине высыхании или же высыпании, должны быть упакованы обязательно герметично;
  • если груз транспортируется в стеклянной таре – он обязательно должен быть упакован в достаточно прочные ящики (они могут быть деревянными, полимерными или же иными);
  • если груз размещается в мешках – обязательно наличие жесткой транспортной тары.

К документации

Обязательно следует помнить о необходимости составления специальной сопроводительной и иной документации при осуществлении транспортировки опасных грузов.
В перечень таких обязательных документов на данный момент включается следующее:

  • специальная товарно-транспортная накладная;
  • паспорт безопасности транспортируемого груза;
  • путевой лист;
  • оформленные в письменной форме инструкции по осуществлению перевозки опасного груза;
  • свидетельство о допуске выполнению транспортировки опасного груза;
  • документы, подтверждающие определенную подготовку водителя;
  • удостоверение личности – водителя и всех сопровождающих груз.

Обязанности

Важно помнить, что в соответствии с установленными на законодательном уровне правилами между членами экипажа, осуществляющего транспортировку, должны быть соответствующим образом распределены обязанности.
Это правило касается не только самих выполняющих транспортировку, но также следующих юридических/физических лиц:

  • грузоотправителя;
  • грузополучателя;
  • автотранспортной компании.

Грузоотправителя

К основным обязанностям грузоотправителя в первую очередь следует отнести следующее:

  • в автотранспортную компанию должна быть представлена соответствующим образом составленная заявка на отправление;
  • грузоотправитель обязан представить в транспортную компанию соответствующим образом оформленную документацию:
    • товарно-транспортную накладную;
    • специальная инструкция по транспортировке.
  • непосредственно перед отправкой осуществляется проверка целостности груза, наличие всех необходимых маркировок и пломб;
  • грузоотправитель обязан соответствующим образом пометить груз – в соответствии с ГОСТ Р 50587-93.

Грузополучателя

Грузополучатель также в соответствии с правилами грузоперевозок имеет некоторые обязанности.
К таковым относятся следующие:

  • организовать приемку груза, осуществление разгрузки;
  • проверить целостность груза, а также всех пломб;
  • очистить транспортное средство от следов пребывания груза;
  • подтвердить отправку соответствующим образом.

Автотранспортной компании

Автотранспортная компания, обеспечивающая транспортировку груза, имеет следующие обязательства:

  • доставить груз во время;
  • обеспечить его безопасность, провести все необходимые инструктажи с экипажем;
  • все процедуры должны быть выполнены в соответствии с правилами перевозки опасных грузов.

Согласование маршрута

Прежде, чем приступить непосредственно к транспортировке опасного груза, в обязательном порядке должно быть выполнено согласование маршрута.
Осуществляется это путем подачи специальной заявки в Ространсгазнадзор. В комплекте с ней должны быть поданы иные документы.
Они должны отражать некоторые обязательные требования:

  • полное название, а также организационно-правовая форма компании-перевозчика;
  • все контактные данные (номер телефона и адреса);
  • государственный регистрационный номер ТС – которое будет использоваться для перевозки;
  • маршрут выполнения транспортировки;
  • иная важная информация.

Существует большое количество различных нюансов, связанных с процедурой выполнения транспортировки подобного рода грузов. Со всеми ними стоит ознакомиться заблаговременно.

Видео: Обзор литературы по перевозке опасных грузов (в том числе ДОПОГ 2017)