Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации

Опасные грузы – тип грузов, к организации перевозок которых стоит отнестись с большим вниманием. Рассмотрим, какие правила применимы, если транспортировка осуществляется по железным дорогам Российской Федерации.
Транспортировка всех опасных веществ – особый процесс, который осуществляется в соответствии с требованиями законодательства. Но каких правил стоит придерживаться при перевозке такого груза железнодорожным транспортом? Это должны знать как перевозчики, так и грузоотправители и получатели.

Какими законами регулируются

Стоит опираться на такие нормативные документы, которые были приняты правительством:

  1. Закон о железнодорожном транспорте в России.
  2. Гражданский кодекс РФ (к примеру, ст. 801, 39 и т. д.).
  3. Устав железнодорожного транспорта России, что был утвержден 10.01.2003 № 18-ФЗ (в ст. 2 рассмотрено понятие опасного груза).
  4. ГОСТ 19433-88 (Постановление Госстандарта СССР от 19.08.1988 № 2957).
  5. Постановление Госгортехнадзора России от 5 января 1995 № 1 – правила безопасности при транспортировке опасных грузов на ЖД транспорте.

Установленные классы опасных грузов

Опасными грузами считают вещества, материалы или производственные отходы, которые могут наносить вред окружающей среде, людям и животным. Они могут быть взрывоопасными, отравляющими, вызывающими заболевания и т. д.
Выделяют несколько классов опасных грузов:

  • первый представлен взрывчатыми материалами;
  • 2-й – сжатыми газами, сжиженными и растворенными под давлением;
  • 3-й – легковоспламеняющимися жидкостями;
  • 4-й – легковоспламеняющимися твердыми веществами, самовозгорающимися веществами, веществами, что выделяют воспламеняющийся газ при попадании воды;
  • 5-й – окисляющимися веществами и органическими пероксидами;
  • 6-й – ядовитыми веществами и инфекционными веществами;
  • 7-й – радиоактивными материалами;
  • 8-й – едкими и коррозийными веществами;
  • 9-й – иными опасными веществами.

Какие предъявляются требования

Так как опасные вещества имеют высокую чувствительность к температурному колебанию, при их перевозе стоит соблюдать температурный режим, а также следить за тем, чтобы не было контакта с иными материалами.
При транспортировке стоит придерживаться установленных государственных и международных законодательных норм.
Маршрут транспорта должен быть максимально удаленным. Скоростные режимы определяются правилами движения на конкретном участке.
Если груз не имеет признаков разрешенного к транспортировке материала, а также если есть особые обстоятельства, устанавливают также особые условия для перевозок.

К таре и упаковке

Груз предъявляется отправителем в таре, упаковке, что были предусмотрены стандартами на данный товар и ГОСТ 26319-84.
Обязательные условия – прочность, исправность, которая исключит утечку и просыпание вещества, инертность относительно содержимого.
Если груз является легковоспламеняющимся, ядовитым, тара должна быть герметичной.

Если тара из стекла, обязательно использование прочных ящиков из дерева, пластика, металла. Свободное пространство заполняют негорючим прокладывающим и впитывающим материалом. Если имеет место мелкая фасовка, то могут быть использованы коробки из гофрокартона.

Обязательно наличие обечайки, вкладышей, перегородок, решеток, прокладок, амортизаторов. Стенка ящика должна быть выше закупоренной емкости на 5 см.

Если товар перевозится мелкой партией в стеклянной таре, стоит использовать плотный деревянный ящик с крышкой. Это же касается и тары из металла и пластика.

Опасный груз в мешке и ящике из гофрокартона перевозится повагонной отправкой. В таком случае упаковка должна быть жесткой (барабан из металла или фанеры, бочка, ящик из металла или дерева).
Стоит придерживаться степени заполнения тары.
Совместную упаковку в грузоместе можно использовать только в случаях, предусмотренных правилами транспортировки. Каждый вид такого груза упаковывают в отдельности и помещают в ящики из дерева, что имеют отдельные гнезда. Предельный вес такого ящика – 50 кг.
При перевозке опасного груза на Крайний Север и в труднодоступный регион используется тара по ГОСТу 15846-2002.

Если транспортируется жидкий груз повагонной отправкой, стоит оставлять в вагоне и пустую тару, которая пригодится в случае повреждения определенного грузового места.

Маркировка транспорта при перевозке опасных грузов наносится согласно требованиям ГОСТа 14192-77, а также ГОСТа 19433-88.

К транспорту

Чтобы осуществлять транспортировку опасного груза, стоит использовать только специальные вагоны и контейнеры, которые исправны. Они могут принадлежать объединению, компании любой формы собственности, или могут быть арендованными.

Допускается также использование универсальных вагонов и контейнеров парка МПС РФ.

Типы вагонов и контейнеров определяются нормативными документами на товар. При этом обязательно согласование с МПС РФ и Госгортехнадзором РФ. Так же устанавливаются правила перевозки опасных грузов в цистернах.
Обязательные условия:

  1. На вагонах должна быть маркировка, что характеризует уровень опасности грузов, а также отличительная окраска.
  2. Исправность вагона.
  3. Стоит перед погрузкой (в тот же день) пройти техобслуживание, коммерческий осмотр.
  4. Осмотр в общих случаях осуществляют сотрудники вагонного хозяйства железнодорожного соединения.
  5. Работники железнодорожного хозяйства ведут учет предъявления вагонов к осмотру.
  6. Если будет осуществляться перевозка опасного груза 1, 2 класса, стоит использовать вагон с колесными парами с подшипниками качения и композиционной тормозной прокладкой.
  7. На вагонах должны быть приспособления, с помощью которых можно закрепить груз, инструкция по использованию.
  8. Контейнер должен соответствовать стандартам и техническим условиям, чтобы была обеспечена безопасность транспортировки.
  9. Контейнер стоит загружать только теми товарами, для перевозки которых он предназначен.

Устанавливается ряд требований и для локомотива:

  1. Он должен использоваться на участке обращения и станции (исключение – если есть разрешение начальника ЖД).
  2. Он должен соответствовать государственным стандартам и ПТЭ. Обязательно наличие автоматической сигнализации, автоскопа, скоростемера, дополнительных приспособлений, обеспечивающих безопасность, маневренная радиосвязь, искроулавливающий прибор, приспособления для тушения пожара.
  3. Электровоз и тепловоз стоит оснастить противопожарными устройствами согласно нормам МПС РФ.
  4. Обязательно прохождение техосмотра и плановых ремонтных работ по МПС РФ (осмотр осуществляется весной и осенью).
  5. Бригада должна быть обучена и испытана на факт знания правил.

К персоналу

Работники, которые обслуживают специализированные вагоны, предназначенные для транспортировки опасного груза, должны соответствовать таким требованиям:

  1. Таким сотрудникам должно исполниться больше 21 года.
  2. Они должны пройти медосвидетельствование.
  3. Обязательно прохождение обучения и аттестации.
  4. Должны быть удостоверение, которое дает право обслуживать специализированный вагон или контейнер.

Обучение проводится в образовательном учреждении или на курсах, что специально создаются компанией по программе, которая согласована с территориальными инспекциями по надзору за ЖД транспортом Госгортехнадзора. При этом стоит придерживаться правил МПС РФ и Госгортехнадзора.
Периодически проверяются знания работников, но не реже, чем раз в году. Внеочередную проверку проводят, если:

  • лицо переходит в иную фирму;
  • изменяются положения инструкции;
  • есть предписания органа Госгортехнадзора или ответственных лиц, контролирующих техническое состояние и безопасное использование вагона и контейнера.

Сотрудники могут быть допущены к самостоятельному обслуживанию вагона и контейнера, если оформлено соответствующий приказ.

К погрузке, разгрузке и хранению

Требования к приему груза:

  1. Опасный груз может предъявляться к транспортировке на месте необщего пользования, если это не касается мелкой и контейнерной отправки.
  2. Отправитель груза должен предъявлять груз к тому виду отправки, что установлен порядком осуществления перевозки.
  3. Нельзя осуществлять погрузку и разгрузку опасного груза на месте общего пользования, а также на месте, которое не оснащено соответствующим образом.
  4. Опасный груз 1 класса не должен быть на станции больше пары часов.
  5. Отправитель и получатель груза должен иметь разрешение на осуществление погрузочной и разгрузочной деятельности.
  6. Владелец собственного и арендованного вагона перед погрузками должны представлять сотруднику вагонного депо свидетельства о том, что транспорт является исправным.
  7. Жидкие опасные грузы наливаются в вагоны-цистерны после того, как они осматриваются работниками, а также закрепляются специальными тормозными башмаками.
  8. Загрузка вагона может осуществляться не больше нормы.
  9. Перевозка опасного груза должна осуществляться только на неэлектрифицированной железной дороге.

Документы

Рассмотрим, какие документы нужно будет иметь при перевозке опасного груза.

Разрешительные

Чтобы перевозить опасный груз, стоит получить лицензию. А для этого стоит подготовить ряд справок:

  • разрешение Минтранспорта транспорта России – справка, что нужна для перевозки опасных веществ;
  • разрешение Министерства внутренних дел (если перевозятся особо опасные грузы).

Отправителем представляются документы на станции за день до отправки груза. На все отправки представляется:

  • накладная с указанием кода опасного груза, номера аварийных карточек;
  • разрешение руководства станции.

Когда будет получено разрешение, в накладной ставят отметку с отражением даты прибытия, продолжительностью пребывания на станции.
Обязательно содержание в накладной:

  • кода опасности груза;
  • номера ООН;
  • названия груза;
  • номера аварийной карточки.

Сопроводительные

Представим примеры документации на вагоны, которые могут осуществлять грузоперевозки данной категории веществ.

Скачать пакет сопроводительных документов.

Кстати, если привлекаются военизированные составы, обязательно сопровождение ведомственными службами охраны отправителей или получателей. При этом также стоит подготовить соответствующие документы.

Условия размещения

При размещении и креплении опасного груза стоит придерживаться норм, прописанных в Технических условиях погрузки и крепления. Способ размещения должен разработать и утвердить отправитель груза, согласовав все нюансы с отделениями железной дороги.
Обязательно соответствие таких способов требованиям гл. 1 Технических условий, что были утверждены МПС РФ.
Материалы, что используются для крепления, должны быть инертными относительно опасного груза, что будет перевозиться.

Если товар имеет расфасовку до 1 кг и объем до 1 л, стоит придерживаться Правил транспортировки грузов.

При использовании баллонов, обязательна исправность таковых, наличие надписи и краски согласно требованиям. При транспортировке баллонов с газом стоит располагать их горизонтально, направив предохранительные колпаки в одну сторону.
Вертикальное размещение допустимо, если есть защитные кольца и если есть гарантия того, что баллоны не упадут. Доски, что используются для крепления емкостей с легковоспламеняющимися веществами, пропитывают огнезащитными средствами.
Нельзя перевозить опасные грузы ОП с иными опасными или неопасными грузами.

Охрана труда при ЖД перевозках опасных грузов

Организуя поездную и маневренную работу с вагонами, что содержат опасные грузы, стоит следовать установленным правилам, учитывая особые отметки, отраженные в перевозочной документации.

Правила пропуска поезда и осуществления маневров вагонов с веществами класса 1, извещения сотрудников станции, пункта техосмотра, локомотивной бригады, проводника, что сопровождает груз, о приеме и отправке поезда устанавливает МПС РФ. Такие правила отражают в распорядительных актах станций.

В документации на груз может стоять отметка «Сгорки не спускать». Этого требования стоит в таком случае придерживаться. А маневры осуществляются толчками.
Требование к скорости при маневрах – не больше 5 км в час или даже менее (в зависимости от класса груза).
Подавая вагоны для погрузки опасного груза, маневровые диспетчера должны быть уверены в том, что транспорт осмотрен и является годным для транспортировки.
При закреплении вагонов стоит придерживаться правил, что действительны на железной дороге. Действовать следует в соответствии с техническим распорядительным актом станции, инструкцией об обслуживании.
Обязательно наличие радиосвязи. Если такова отсутствует, маневры возможны при соблюдении мер безопасности – используется небольшое количество вагонов, бригада должна состоять из 2 и более человек.

Вагоны должны быть прикрыты вагонами с неопасным грузом (кроме длинномерного груза) или быть порожними (кроме платформ).

В инструкциях прописываются правила оповещения сотрудников станции
Обязательно наличие инструкции о ликвидации аварийной ситуации с опасным грузом.
Выделяют также аварийные пути, чтобы можно было осуществлять действия, отраженные в аварийной карточке.

Если в пути следования будет выявлено неисправность вагона, стоит составить акт с участием проводника. Устраняют технические и коммерческие неисправности либо с отцепкой вагонов, либо без отцепки. При этом соблюдают правила безопасности.

Каждый проводник, что сопровождает груз, обязан знать все об опасных свойствах груза, мерах оказания первой медпомощи, мерах безопасности.
Обязательство отправителя груза – обеспечить проводника необходимыми защитными средствами, инструментами, запасными материалами, инструкциями. Если проводник отсутствует, вагоны задерживаются до того времени, пока он не прибудет.

Действия при внештатных ситуациях

Если возникнет аварийная ситуация, машинисты локомотивов сообщают об этом:

  • поездным диспетчерам;
  • дежурному ближайшей станции;
  • что ограничивает перегон;
  • машинисту попутного и встречного поезда.

Машинисты в таких случаях могут вскрывать документы с перевозочной документацией.

Они (при сообщении) должны описать саму ситуацию, дать данные о количестве вагонов, что сошли, о зоне повреждения. Говорит также, есть ли пострадавшие, дает информацию о грузе.

Локомотивные бригады ответственны за передачу достоверных сведений. Далее стоит следовать правилам, прописанным в аварийной карточке.
Дежурный, получивший сообщение об аварийной ситуации также уведомляет начальника станции, штаба ГО станции, поездным диспетчерам и т. д.
Неотложные меры предпринимаются работниками всеми железнодорожными службами, если был проведен специальный инструктаж и выданы индивидуальные защитные средства.
Диспетчер, что получит сообщение, уведомляет аварийную службу и регулирует движение поездов в данной зоне.

Если есть угроза жизни граждан или загрязнения почвы, уведомляется служба МВД, дежурный помощник военных комендантов участка ЖД и орган здравоохранения и т. д.

В обязательном порядке информируется Госгортехнадзор РФ. При необходимости вызывают машину скорой медпомощи.
У грузоотправителя должны быть бригада, которая состоит из квалифицированных специалистов, которые могут ликвидировать аварию при транспортировке опасного груза.

Ответственность за нарушение правил

В Правилах перевозки говорится, что в случае нарушения будут применимы нормы законодательства, которое действует. А это значит, что стоит опираться на ст. 12.21.2 КоАП Российской Федерации, где прописаны возможные меры наказания за нарушения правил транспортировки опасного груза.
К примеру, если превышен объем или нет маркировки, назначается штраф:

для водителей/машинистов 1 – 1,5 тыс. руб.
для должностных лиц 5 – 10 тыс. руб.
для компании (перевозчика) 150 – 250 тыс. руб.

При транспортировке опасного груза штраф будет таким:

для машиниста 2 – 2,5 тыс. руб. или лишение возможности управлять транспортным средством на полгода
для должностных лиц 15 – 20 тыс. руб.
для компании 400 – 500 тыс. руб.

Железнодорожные перевозки опасных грузов – процедура, которая должна проводиться с соблюдением всех требований законодательства и инструкций с учетом класса опасности вещества.
А значит, еще при планировании транспортировки стоит продумать все моменты – проверить транспорт, обеспечить приемлемые условия и т. д.

Видео: Сдача экзаменов, на перевозку опасных грузов=)