Правила речных грузоперевозок

Речные перевозки каких-либо грузов или пассажиров, растения, животных – все это относится к прерогативе внутреннего водного транспорта, внутри территории страны.

Наиболее всего регионально и географически эту роль призваны выполнять в Российской Федерации три наиболее крупных бассейна. К ним относятся – Западно-Сибирский, Волжско-Камский, а также Северо-Западный бассейны рек.

Практически все эти пути уже достаточно развиты для доставки разных грузов – всего по российским рекам действуют 126 речных портов. Не менее развиты также и правила, которым подчиняются все судоходные компании и их клиенты.

Нормативная база

Но развитие не останавливается на том, что уже наработано в обустройстве движения речного транспорта. На сегодня уже российским Правительством разработано ряд мер, которые призваны значительно улучшить эту отрасль.
Это отражено в законодательном положении, принятом 29.02.16 г. в виде правительственного распоряжения №327-р под названием – «О развитии водного транспорта внутреннего сегмента российской акватории и определении четкой Стратегии на 2030 год».

Конечно же, ждать результатов придется еще долго, но ведь и работы немало. Этот нормативный акт содержит постановку задач по осуществлению различных организационных мероприятий, пересмотра грузопотоков, конкурентоспособности компаний и прочих моментов.

Есть большая вероятность, что в скором времени могут быть введены и какие-то новшества в правила перевозки грузов внутренним водным транспортом.
На сегодня все следуют, прежде всего, нормам, прописанным в следующих базовых правовых документах:

  1. Кодексе внутреннего судоходства РФ, в Главе XI, который был утвержден федеральным законом №24-ФЗ от 07.03.01, побывавшего в редакции 09.03.16 г.
  2. Положении А «Белой книги» – европейского стандарта речного судоходства, принятого ООН, а также европейской экономической комиссией (комитетом) в Женеве в 2011 году.
  3. Правилах провоза грузов на внутреннем водном транспорте обозначены в правительственном Постановлении РФ №72 от 06.02.03, который редактировался 14.05.13 г.
  4. Правил Российского речного регистра (РРР), которые последний раз были изменены 29.06.15 г.
  5. Административном Кодексе при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов законодатели отмечают, какие могут быть нарушения при этом и меры ответственности – п. 2 ст. 11.14 Кодекса АП РФ.
  6. Законе федерального значения № 184-ФЗ от 27.12.02, измененном 05.04.16, который гласит о стандартах и требованиях, выдвигаемых к таре, упаковке и даже надлежащему качеству самих грузов.
  7. Постановлении Правительства РФ №395 от 30.07.04, измененном 09.04.16, в п. 5.2.28 Части II «Полномочия». Все правила имеет право изменять и обновлять Министерство транспорта России, в том числе это касается и нормативов при перевозке грузов внутренним водным транспортом.

В Кодексе судоходства внутреннего значения (далее – Кодекс) собрана вся необходимая информация, которая нужна для регулировки не только буксировки (ст. 88 Кодекса) кораблей и прочих средств передвижения по рекам, но также отслеживания, чтобы исполнялись требования к грузам, безопасности экипажа и сохранности имущества.

Российский речной регистр (РРР) отражает множество требований к самим судам, пароходам, баржам или паромам, участвующим в перевозке грузов.
В Положении А, находящемуся в так называемой «Белой Книге», отрегулированы все правила и вопросы в отношении международных грузоперевозок судами по рекам, протекающим по территориям разных стран, не только России.
В этом документе можно найти любую информацию, касающуюся флота, опасных речных мест, а также какие нормы должны применяться к самим судам. Поэтому она может оказаться полезной для тех маршрутов, которые имеют международных характер.

Кроме этого также такая деятельность юридически должна быть подкреплена специальными документами – например, лицензией на перевозку грузов транспортов внутренней водной акватории страны (по рекам и водохранилищам).

Отчетная деятельность судоходных компаний регулируется Налоговым Кодексом, а также Приказами Росстата (статистика) и прочими актами. Например, Приказ Росстата №415 от 08.09.15.

Требования по правилам перевозки грузов речным транспортом

Требования в процессе осуществления маршрута, а также его оформления, подготовки и регистрации могут быть совершенно разными. И все они затрагивают отдельные сферы.
Какие-то направлены на регулировку правильно организованной погрузки, затариванию, или упаковки груза и его креплений, другие же освещают нормативы оформления сопроводительных бумаг, поведения и техники безопасности экипажа.
Каждое в отдельности требование по Правилам перевозки грузов по реке достойно своего внимания и отражено в ст. 69 Кодекса.

К таре и упаковке

В целом Правила, отраженные в разных законодательных документах, в том числе и Кодексе перевозки грузов внутренним водным транспортом, показывают следующие требования, выдвигаемые к таре, упаковке (пакетам, ящикам, бочкам, контейнерам и прочим видам):

  1. Полная герметичность за исключением тех случаев, когда требуется организовать должную вентиляцию для груза.
  2. Качество должно быть высоким, тара и упаковка должны быть крепкими и надежными.
  3. Сама структура и состав упаковки, тары должны быть экологически безопасными.
  4. Маркировка тары и упаковки, всех пакетов, бочек и иных мягких и твердых емкостей должна производиться в соответствии с нормативами, касающимися маркировки тарных или штучных грузов.
  5. Маркировка опасных грузов имеет свою специфику. Ее маркировка должна в обязательном порядке отражать – класс опасности, категория груза, а также – методы устранения и предотвращения рецидивов возгорания, заражения либо иных ущербов окружающей природе, людям и имуществу.

Все требования к грузам, упаковке и таре, их качеству в обязательном порядке должны быть приведены отправителем в надлежащее состояние, которое соответствует требованиям и нормативам ГОСТов, Правил перевозок, а также технической регулировке.

Потому как в противном случае при провозке не только речным водным транспортом, но и любым другим видом средства перемещения, грузы либо упаковка могут быть легко повреждены в виду их низкого качества.

Тогда будет нанесен ущерб имуществу заказчика услуг, и если груз не застрахован, тогда решение споров будет осуществляться через суды. Это во многом невыгодно как для пароходства либо судоходства, так и для самого клиента.

К судам

Во избежание аварийных инцидентов во время продвижения по рекам все суда должны в обязательном порядке проходить проверку на наличие остаточных толщин корпусов, исправности всех агрегатов и механизмов машинного отделения, а также полной герметичности топливных отсеков и прочих деталей.
Здесь важна также забота и об окружающей природной среде. Поэтому исправность судна также должна быть и в отношении недопущения разлива нефти или нефтепродуктов по воде.
То же самое относится и к сточным водам, мусору или химикатам, которые могут попадать в реки из-за разгерметизации каких-то участков конструкции корабля.
Правилами провоза внутренним водным транспортом грузов (ст. 71 Кодекса) выделяются следующие основные требования к судам и контейнерам:

  1. Все транспортные средства под погрузку всегда должны подаваться уже после проверки на наличие или исключение неисправностей. Они должны быть пригодны к следованию по обозначенному маршруту для доставки груза.
  2. Внутренние помещения судов – грузовые отсеки, контейнера, платформы и прочие приспособления для размещения грузов не должны источать никаких посторонних запахов, быть небранными от мусора и вычищены от масляных и прочих жирных пятен, иметь дыры либо трещины.
  3. Проверка креплений, замков и пломб на контейнерах, а также площадках, где укрепляют груз, должна производиться еще до того, как начнется погрузка.
  4. Если провозиться опасный груз, то тогда на самом судне тоже должен быть знак, говорящий о доставке опасного груза определенного класса. Обычно для этого на внешней стороне борта корабля рисуют соответствующий знак несмываемыми красками.
  5. На судах обязательно должны быть не только эвакуационные планы, но также и план размещения грузов.
  6. Очистка судна должна производиться строго по условиям соглашения между перевозчиком и отправителем (получателем).

Перед подачей судна в порт либо его прибытия с грузов перевозчик обязан за 24 часа сообщить об этом отправителю либо получателю. А о начале процесса погрузки-выгрузки – за 6 часов до начала проведения мероприятий.

Сообщается информация вместе с указанием адреса, куда следует прибыть заказчикам, а также контактного телефона с менеджером по доставкам.
Это делается с целью, чтобы клиенты успели прибыть на место со всеми необходимыми документами для надлежащего оформления бумаг.

К персоналу

Персонал речных грузовых судов несет ответственность за сохранность и целостность грузов только лишь в пути.

Если за погрузку-выгрузку отвечали клиенты, то персонал не причастен к ответственности за соблюдение мер безопасности в процессе затаривания или укрепления груза на платформе.

Пломбировку контейнеров проводят специалисты судоходных компаний только тогда, когда по договору перевозки это является их обязанностью.
Некоторые отправители предпочитают самостоятельно организовать пломбировку контейнеров с помощью независимых специалистов с получением на руки соответствующих бумаг о пломбировании.
Трюмы пломбируют владельцы судов либо уполномоченные пароходством члены экипажа, на которых возложена такая ответственность.

Если контейнер используется для доставки личных, бытовых вещей физических лиц, тогда пломбировкой таких емкостей занимаются сотрудники судоходной компании.

К работе членов экипажа и персоналу судоходной компании либо пароходства предъявляются следующие требования:

  1. Экипаж должен регулярно проходить инструктажи по технике безопасности и должному обращению с тем или иным грузом.
  2. Персонал, отвечающий за оформление документов, должен иметь соответствующую квалификацию и правильно заполнять все необходимые бумаги.
  3. Каждый капитан корабля должен иметь при себе необходимый пакет документов, разрешающих вести свою деятельность.
  4. Каждый член экипажа должен владеть навыками эффективного действия в экстренных ситуациях, а также по нейтрализации очагов возгорания или иных случаев, чтобы не допустить порчу имущества или возникновение несчастных случаев.

Все члены экипажа должны в обязательном порядке проходить своевременно медицинское обследование.

Если при грузе нет сопровождающего лица, например, экспедитора, охранника, либо другого специалиста, тогда члены экипажа присматривают во время хода корабля по реке за целостностью груза.

В случае порчи имущества отправителя или получателя груза, виновный член команды может понести ответственность в виде уплаты штрафа.

К погрузке, разгрузке и хранению

Все сроки процедуры погрузки-выгрузки начинают исчисляться со времени, когда судно было подано. Место перевозчик должен подобрать подходящее, безопасное и пригодное для того, чтобы совершить погрузку-выгрузку.
Размещение грузов на судна, а также их хранение также должно соответствовать типовым стандартам, касающихся именно речных судов.
На основании статей 72, 73 Кодекса такие стандарты заключаются в следующих правилах:

  1. На платформах либо в грузовых отсеках грузы размещаются в соответствии с планом, который предусмотрен для конкретной модели и конструкции корабля.
  2. Опасные вещества всегда ставят и укрепляют особняком, подальше от других грузов.
  3. Все провозимые животные должны находиться в клетках, которые, в свою очередь, надежно укрепляют к погрузочной платформе так, чтобы прочно их зафиксировать.
  4. Крепления, упаковка, а также создание специфических условий для хранения того или иного груза организовываются отправителями либо получателями за их счет.
  5. Если загружают или выгружают грузы за счет перевозчика, то тогда все необходимые приспособления для этого выделяются непосредственно им.
  6. Груз в обязательном порядке должен быть настолько надежно укреплен, чтобы не падал в реку и не загрязнял водное пространство и экологию.

В отношении загрязнения окружающей природной среды, наиболее бдительнее следует быть с такими грузами, которые так или иначе могут просыпаться, упасть в воду, чем и вызвать уничтожение флоры или фауны и отравление вод.

Это могут быть всевозможные удобрения, химикаты, даже медикаменты, которые случайно просыпаются либо проливаются с барж, паромов грузовых, судов в реки. Это происходит из-за халатного отношения к укреплению грузов на платформе.
Самый безопасный в этом отношении провоз грузов – это нахождение его в специальных контейнерах.

Документы для провоза грузов по реке

Как только отправитель предоставляет к провозу свой груз, вместе с этим он обязан также передать перевозчику и соответствующие бумаги, которые отражают суть груза, доставки по конкретному маршруту и в конкретные сроки.
Одним словом, документация, отражающая сам заказ на услугу доставки целиком. Со своей же стороны, судоходная компания (или пароходство, владельцы барж или паромов) должна иметь и свои документы, которые относятся к группе разрешительных и дают право на легальное занятие грузоперевозками по водной глади внутренней акватории региона, страны.

Разрешительные

Для всех судоходных компаний либо пароходств разрешающими бумагами для доставки грузов юридических, физических ли либо индивидуальных предпринимателей являются, прежде всего:

  • свидетельство о юридической регистрации компании-перевозчика;
  • лицензии на провоз грузов водными судами (в том числе и по международным рейсам);
  • документация на право владения судном;
  • техническая документация на корабль с указанием всех схем, габаритов, транспортных возможностей и специфики конструкции;
  • наличие планов противопожарных выходов, нахождения спасательных жилетов, а также правильного размещения грузов – обязательно;
  • санитарное одобрение;
  • карантинное одобрение (если необходимо);
  • свидетельство ДОПОГ, разрешающее провоз опасных грузов, если такой вид деятельности предусматривается;
  • декларации, патенты либо сертификаты качества упаковки, либо тары, в которой провозятся грузы при предоставлении упаковочных услуг самим перевозчиком.

Все без исключения судоходные компании должны иметь необходимые документы, свидетельствующие их юридическую ликвидность и разрешение на осуществление деятельности.
Санитарные и карантинные бумаги необходимы для того, чтобы показать что корабль чистый, не заражен никакими опасными, вызывающими эпидемии, микроорганизмами.

Сопроводительные

Одним из важнейших документов при доставке грузов является именно договор, который заключается между транспортной компанией и отправителем.
В этом документе отражены следующие основные вопросы:

  • обозначают стороны – наименование организаций либо физического лица, выступающим в лице «Грузоотправителя»;
  • основные положение о предмете соглашения – то есть, о чем конкретно стороны договариваются;
  • отдельным следующим пунктом обязательно должно быть прописана оплата провозная вместе с портовыми (причальными) сборами, оплата за хранение, упаковку, перетарку либо погрузочно-разгрузочные работы;
  • затем указывают обязательства сторон, а также их права;
  • специфика подачи корабля, погрузка и выгрузка описываются отдельно;
  • ответственность сторон при обнаружении нарушений условий договора;
  • за утерю, недостачу, принесение ущерба имуществу клиентов ответственность указывается отдельно;
  • в заключительных положениях обычно прописываются какие-либо спорные моменты, могущие возникнуть, а также пути их разрешения;
  • документы капитана, удостоверяющие его квалификацию, а также разрешение на провоз и обращение с опасными грузами.

Каждый экземпляр отдается каждой из сторон – у перевозчика должен быть свой экземпляр, а у заказчика-отправителя – свой, но идентичный тому, что у перевозчика.

К договору обязательно прилагается также и транспортная накладная, которая в своем заполнении всегда должна соответствовать требованиям, показанным в Правилах провоза грузов.
Можно отметить самые важные детали, присутствующие в этом документе, к которым относятся следующие пункты:

  • документация для таможенных сборов и оформлений;
  • сертификаты либо паспорта качества на упаковку либо химпродукцию и прочие перевозимые товары;
  • накладные товарные;
  • fкты приемки-передачи (если требуются).

Подпись грузоотправителя не просто заверяет транспортную накладную, но также и полностью подтверждает своим удостоверением правильность заполнения всех пунктов.

Никаких пустых строчек в накладной не должно присутствовать. В крайнем случае, ставятся просто прочерки. Однако это не отнимает прав у перевозчика для проверки всех сведений, указанных в накладной грузоотправителем.

Тем более что в обязанность перевозчика входит проштамповать все накладные отправителей, которые ему предоставят заказчики по одному маршруту.
После штамповки грузоотправитель в обязательном порядке должен клиенту-отправителю груза выдать квитанцию, о том, что груз принят к отправке.

Сроки доставки

Во многом сроки доставки грузов зависят от того, к какому виду речного сообщения будет относиться сам заказ, маршрут.
Самые кратчайшие рейсы, занимающие по времени минимум длительности – это перевозка грузов путем внутреннего водного сообщения при задействовании всего одной судоходной компании.
Чуть подольше могут осуществляться доставки в прямых внутренних водных сообщениях, где корабли используются из нескольких судоходных фирм или пароходств.

Обычно это даже отнимает время еще и на оформление документов, их регистрацию по прибытию в порты, а также на перетарку с корабля на корабль.

И наиболее долговременные рейсы – это прямое водное сообщение по рекам с заходом в море, либо при участии как речного, так и морского транспорта в одну доставку.
Кроме этого очень важный фактор модели самого судна тоже играет немаловажную роль, влияющую на временную протяженность, затраченную в пути.
Речь идет о скоростях самого корабля или парохода. Они чаще всего классифицируются как грузовые, низкие, в сравнении с транспортом железной дороги либо автомагистралью.

Диапазон скоростей речных судов, как правило, колеблется от 10 до 20 км/ч. Такими средствами перемещения часто пользуются те предприниматели или компании, которым скорость доставки не столь важна.

Обычно в этих случаях перевозят стройматериалы, нефтепродукты, твердое топливо (уголь, к примеру), зерновые, автомобили и прочие типы грузов.

Перевозка ценных и опасных товаров

Все правила перевозки опасных грузов водным транспортом регламентируются специальным международным договором ДОПОГ. Его положения в виде специальной книги должны всегда находиться не только в судоходной компании, но также и его выдержки на каждом борту.

Кроме этого, у самого капитана должно быть на руках разрешение, свидетельствующее о том, что он проходил специальное обучение обращению и провозу опасных грузов.

Могут перевозиться также и режимные грузы, для которых в пути должен быть организовать определенный температурный либо временной режим (например, перевозка продуктов питания в рефрижераторных контейнерах).
Ценный груз чаще всего стараются не только снабдить сопровождающей охраной, но также и застраховать. Поэтому в этом вопросе судоходная компания всегда будет готова предложить неплохие условия страхования перевозимых ценностей.

К таким грузам относятся не только драгоценности, ювелирные изделия, либо антиквариат, но также и очень дорогие автомобили, деревообрабатывающие станки и прочие виды ценных грузов.

Требования к их провозу всегда будут усиленными больше, чем к простым грузоперевозкам. Поэтому зачастую требуется не только опломбировка контейнеров, но и охранная сигнализация, либо сопровождение охранника.

Правила, что регулируют доставку различных грузов по водной глади рек России, направлены на соблюдение техники безопасности, сохранности грузов, надлежащее оформление документации, а также следованию нормам по охране окружающей природной среды.

По скорости такие доставки существенно проигрывают перед железнодорожной либо автомобильной транспортировкой грузов. Но зато такое перемещение вещей, стройматериалов, топлива, либо товаров считается наиболее выгодным в плане безопасности и цены за услуги.

Видео: ПДД. Лекция № 20. Перевозка грузов