Тарифы ОСАГО вырастут на 20%, а принципы определения стоимости полиса изменятся

    Центробанк России подготовил очередной сюрприз для автомобилистов. Уже этим летом регулятор планирует расширить тарифный коридор ОСАГО в обе стороны, а значит, стоимость полиса может вырасти примерно на 20%. Таким образом ЦБ РФ собирается сократить убытки страховщиков. В перспективе россиян вообще ожидает отмена регулирования тарифов по ОСАГО и введение целых 50 категорий для индивидуального определения его стоимости.

    Что случилось?

    Представитель Банка России Владимир Чистюхин рассказал журналистам, что регулятор страхования гражданской ответственности автовладельцев принял решение расширить границы тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз. Такие меры неминуемо приведут к увеличению стоимости полисов для водителей. Зампред ЦБ РФ этого и не отрицает:

    Приблизительно среднеобобщенный водитель заплатит за полис 7000 руб., сейчас этот средний водитель платит 5800 руб. за полис ОСАГО.

    Но и это еще не все перемены, которые ожидают российских автомобилистов. ЦБ РФ собирается в рамках длящейся реформы ОСАГО кардинально изменить подход к самому формированию цены. Первым делом регулятор собирается значительно расширить категории для определения коэффициента «бонус-малус» (КБМ), который определяет размер скидки за безаварийную езду или надбавки за совершенные аварии. После этих поправок, к 2020 году страховщики рассчитывают, а ЦБ РФ обещает полностью отменить тарифный коридор и перейти к индивидуальному тарифу для каждого водителя.

    Новый тарифный коридор ОСАГО

    В настоящее время для всех страховых компаний действует базовая ставка от 3432 до 4118 рублей. Центробанк с лета 2018 года собирается увеличить ее до пределов от 2746 до 4942 рублей. Когда конкретно произойдут эти изменения базовых ставок, Чистюхин не уточнил. Страховщики такие меры ЦБ РФ целиком одобряют. По словам представителя Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Васильева, автолюбителям нечего опасаться значительного увеличения стоимости «автогражданки». В РСА ожидают, что на первом этапе тарифы вырастут только на 5%. По словам Васильева, увеличенные тарифы, в первую очередь, затронут водителей без опыта, а также злостных нарушителей Правил дорожного движения (ПДД). Кроме того, в регионах, гда страховые компании не несут убытков от продажи полисов ОСАГО, например в Москве, стоимость страховки даже может быть снижена. В частности, для тех водителей, которые имеют стаж вождения более 10 лет и не попадают в аварии. В РСА отмечают, что ЦБ РФ проводит «более точную настройку тарифов, в зависимости от качества вождения водителей».

    Многие эксперты с такой позицией ЦБ РФ и страховщиков не согласны. Они отмечают, что поскольку в большинстве регионов РФ ОСАГО является убыточной сферой для страховых компаний, несмотря на все усилия регулятора сбалансировать интересы сторон, после расширения тарифного коридора цены на полисы максимально вырастут сразу же после введения новых ставок. Но Президент РСА Игорь Юргенс считает, что предложенные ЦБ РФ меры являются единственным возможным выходом из кризисной ситуации, они своевременны и в буквальном смысле спасут рынок ОСАГО, уверен он.

    «Бонус-малус» и другие коэффициенты ОСАГО

    Кроме расширения тарифного коридора Центробанк собирается реформировать коэффициент «бонус-малус» (КБМ). В настоящее время для определения скидки или надбавки водителю используется всего 5 категорий. Регулятор намерен увеличить их число в десять раз — до 50 категорий. Такой подход позволит значительно индивидуализировать тарифы и сделать их практически персональными для каждого водителя. Правда, определять категории придется по специальным сложным таблицам, поэтому эксперты опасаются, что скидки и надбавки станут менее прозрачными.

    Главной задачей Центробанка и страховщиков в этом вопросе является обеспечение стабильности КБМ, услугами какой страховой компании бы ни пользовался автомобилист. Это возможно только при условии работы единой базы клиентов ОСАГО, которую ЦБ РФ поручил страховщикам вести еще в прошлом году.

    С этой задачей страховые компании справились плохо: они не захотели открывать друг перед другом базы клиентов, поэтому при переходе из одной компании в другую водитель не может расчитывать на получение прежнего КБМ, даже при условии долгой безаварийной езды. Аналогично не получают увеличенный тариф и злостные нарушители ПДД. Поэтому регулятор обязал страховщиков при несовпадении данных КБМ учитывать меньший из них, то есть расчитывать цену полиса в пользу клиента. Еще два повышающих цену ОСАГО коэффициента:

    • региональный;
    • мощности транспортного средства,

    Центробанк изменять пока не собирается. Возможно, к 2020 году, когда тарифный коридор будет отменен, эти коэффициенты также просто упразднят. А пока водителям нужно морально готовиться к подорожанию полисов и помнить о том, что езда без этого документа является нарушением ПДД. За такой проступок нормами КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Кроме того, в случае если водитель без полиса ОСАГО станет виновником ДТП, ему самостоятельно придется возмещать пострадавшей стороне все убытки в полном объеме.

One Reply to “Тарифы ОСАГО вырастут на 20%, а принципы определения стоимости полиса изменятся”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *