Требования к водителю при перевозке опасных грузов

Перевозка опасных грузов – это обычный процесс в современном прогрессивном мире. Тяжело представить производство, бытовую жизнь без употребления продукции, которая была обработанная с определенного сырья.
Опасные химические элементы могут быть как отходами от такого производства, так и важными компонентами в составе готовых к употреблению веществ.
Поэтому возникает потребность в транспортировке таких веществ в разные регионы: это удобно и экономически выгодно.

В сфере услуг логистики существует множество специализирующихся компаний, но лишь некоторые из них осуществляют перевозки опасных грузов.

Как правило, это – крупные и авторитетные корпорации, имеющие большое количество постоянных партнеров, а также богатый автопарк.

Для заказчика эта услуга может показаться не выгодной, но существуют два преимущества – ответственность за сохранность и сроки доставки несет перевозчик, все организационные нюансы с документацией также ложатся на логистическую компанию.

Транспортировка опасных грузов имеет множество требований к транспортному средству, к организации, документации, а особенно – к водителям, потому что от их профессиональных и личностных качеств зависит половина успеха при проведении дела.

Обращаясь в такую компанию, вы можете быть уверенны, что ваше имущество находится в надежных руках.

Основные требования к водителю

К персоналу, который занимается перевозкой таких веществ, выдвигается целый ряд требований, потому что такой процесс требует особенную организованность, высокий профессионализм и крепкое здоровье.
Поэтому существует множество правил, которые прописаны в специальных законах и постановах. Мало быть профессиональным водителем, нужно иметь опыт в сфере услуг по доставке опасных грузов, или пройти специальные курсы для квалификации.

По подготовке

Неподготовленного водителя не допустят к транспортировке особенной категории багажа. Поэтому неопытному специалисту нужно пройти специальную программу или детальный инструктаж.
Сюда входит:

  • знакомство с системой обозначения транспортных средств и упаковок;
  • знакомство с особенностями определенной категории опасных грузов, которые будут перевозится;
  • тренировка приемов первой медицинской помощи, если произошел инцидент и есть пострадавшие;
  • обучение алгоритму правильных действий, если произошел инцидент (правила пожаротушения, первичная дегазация, отключение систем и дезинфекция);
  • изучение действий по подготовке и передаче донесений своему руководству, а также уполномоченным инстанциям.

Водитель ТС, которому предстоит заниматься транспортировкой опасных материалов, должен отменно знать и соблюдать ПДД, хоть они и не содержат соответствующие пункты.
Специалист, который временно будет заниматься оказанием таких услуг, тоже обязан пройти детальный инструктаж.

По здоровью

Если перевозчик постоянно занят транспортировкой багажа с отметкой «Опасно», он обязан по специальному графику проходить тщательный медицинский осмотр.
При устройстве на работу компания требует наличие соответствующей справки с больницы, повторно это осуществляется каждые 3 года.

Приказ Министерства Здравоохранения регламентирует прохождение предрейсовых медосмотров (осуществляется перед каждой поездкой), но это касается не всех случаев.

Нормой считается медосмотр каждые полгода, это остается в интересах и самого водителя.

Наличие разрешения на перевозку опасных грузов для водителя

Допуск для транспортировки опасных грузов – обязательный документ, который входит в список транспортной документации. Без него водитель не имеет права осуществлять данный процесс.
Разрешение выдается логистической компанией на основе прохождения специалистом инструктажа, медицинского осмотра и наличия опыта вождения и перевозки особенного груза.

Нужно отличать разрешение для водителя и ДОПОГ. Второй документ предназначен для всей организации, как лицензия для перевозки опасных грузов. Это документ международного класса, без него логистическая компания не может предоставлять подобные услуги.

Разрешение для водителя выдается компанией и заверяется уполномоченными органами ГАИ. Срок ее действия имеет лимит, поэтому специалисту периодически придется повторно проходить процедуру медосмотра и повышения квалификации.

Инструкция

Для такого сотрудника самое важное при осуществлении такого процесса – это соблюдение алгоритма действий и правил. Также важно иметь всю предусмотренную документацию в должном виде (медосмотр водителя, назначение на транспортировку такого багажа, подготовку и инструктаж, прочее).
Заниматься перевозкой опасных материалов имеет право водитель с трехлетним стажем (как минимум!). У него должно иметься разрешение на осуществления такой операции (это регламентирует Постановление РФ № 272).
В каждую поездку нужно иметь при себе такой набор документации:

  • лицензионная карточка на ТС с пометкой «Транспортировка ОГ»;
  • маршрутный талон с указанием пути передвижения (это регламентируют раздел действующих Правил;
  • на транспортном средстве крепится отметка красного цвета «Опасный груз» с графой «Особые отметки» и номером опасных материалов согласно списку ООН;
  • свидетельство о допуске специалиста к осуществлению этого процесса;
  • аварийную карточку;
  • ТТН;
  • контактные данные должностных лиц (организатора и исполнителя, заказчика, получателя, уполномоченных органов правопорядка, по территории которых прокладывается маршрут).

Мы перечислили самые главные требуемые документы, хотя в каждом отдельно случае могут быть дополнительные договора, согласования о сопровождении.
Важно также соблюдать процедуру сдачи грузов, потому что следует позаботиться о документации, например, подпись получателя как факт прибытия багажа.
Водитель несет ответственность за его сохранность и целостность упаковки, иначе это может принести вред окружающей среды и повлечь за собой штрафы.
Существует федеральная программа подготовки водителей по перевозке опасных грузов, она предусматривает курс для усваивания перевозчиками стандартных блоков знаний и навыков, а также прохождение экзамена для проверки успешности инструктажа.

Обязанности и права

Для специализирующихся водителей существуют как обязанности и запреты, так и права с поощрениями. Первоначально водителя должны руководствоваться требованиями к себе, чтобы в результате получить выгоду. Обязанности к транспортерам указаны в Правилах перевозки опасных грузов.
Мы выделили из них девять основных:

  1. В процессе транспортировке запрещено отклоняться от установленного и согласованного с уполномоченными органами пути передвижения и точек стоянок, не разрешается ехать с превышенной скоростью (максимальная грань указывается в организационных документах).
  2. Если в непредвиденных случаях происходит вынужденная остановка, то, согласно пункту 4.1.9 Правил, водитель ставит знак аварийной остановки и мигающий красный фонарик.
  3. При поломке ТС, в фургоне которого находится опасный груз, нужно вызвать сервис технического обеспечения транспортировок и сообщить свои координаты ближайшим органам ГАИ.
  4. При возникновении ЧП водителю запрещено допускать на место происшествия посторонних людей, кроме сотрудников уполномоченных правоохранительных органов, медработников и аварийной бригаде по спасению.

В это время разрешается, согласно аварийной карточке, выполнять действия по первичной ликвидации последствий, предоставлять пострадавшим медицинскую помощь до прибытия чрезвычайных служб.

  1. В процессе поездки водителю нужно периодически контролировать техническое состояние ТС, а экспедитору – следить за целостностью креплений, маркировки и пломб.
  2. Заливать топливо в грузовик на общественных заправках категорически запрещено, это регламентирует пункт 2.9.14 актуальных Правил.
  3. Во время управления ТС не разрешается резко стартовать; обгонять другой транспорт, который движется со скоростью, превышающей 30 км/час; резко останавливать; находиться в пути с неактивным сцеплением и двигателем; курить в процессе перевозки (это разрешено на расстоянии 50 м от ТС во время остановки).
  4. Категорически запрещается использовать открытое пламя (допускается в исключительных случаях на дистанции от 200 м стоящего грузовика); оставлять автомобиль на стоянке без присмотра.
  5. Запрещено транспортировать в одном ТС одновременно другой груз, который не числится в документации. Также нельзя перевозить в кабине посторонние лица, не задействованы в логистическом процессе.

Среди прав, которые имеет водитель по перевозке опасных грузов досрочная пенсия, является обязательной. Многие логистические компании поощряют своих сотрудников за экстремальную работу, поэтому доплата за перевозку опасных грузов водителям.
Каждая фирма самостоятельно вычисляет процент надбавки. Такая премия бывает постоянно или зависит от сделки (стоимости осуществления перевозки, а также количества поездок), и выплачивается как гонорар.

Риски при работе

Прямой контакт с опасными веществами, хоть такой почти исключается, негативно отражается на состоянии здоровья каждого работника. Кроме этого опасностью могут стать: неисправное ТС, погодные условия и вредные действия других лиц.
К действиям при таких обстоятельствах обучают во время подготовки к транспортировке ТС, но не всегда водитель в силах их устранить. Важно знать, как минимизировать уровень риска и правильно действовать в чрезвычайных ситуация.
В чрезвычайных случаях ответственность за случившееся устанавливается лишь после специальной экспертизы.

Если будет доказано, что ТС средство было неисправным по вине небдительного воителя, пренебрегающего своими обязанностями, то ответственность будет возлагаться на нем.

Внимательность и быстрая реакция – это ключевые характеристики профессионального водителя, который может успешно транспортировать опасных грузов.
Ведь можно пройти все инструктажи, иметь нужную документацию, но важнее на деле показывать свою мобильность и способность профессионально выполнять обязанности.

Правила транспортировки грузов предъявляют ряд требований, обязанностей и запретов для водителя, потому что от его целенаправленных действий зависит результат транспортировки. Также именно перевозчик несет ответственность за сохранность дорогого груза.

Рекомендуем водителю тщательно ознакомиться со всеми пунктами действующего законодательства, чтобы руководствоваться ими при перевозке, а во время непредвиденных ситуаций уметь отстоять свои права и защититься от несправедливой ответственности.

Видео: Книги для водителей и консультантов по перевозке опасных грузов